?

Log in

No account? Create an account
Мои последние записи Записи моих друзей и новости Календарь моих записей Мой профиль К СТАРЫМ ЗАПИСЯМ К СТАРЫМ ЗАПИСЯМ К новым записям К новым записям
Большая Садовая улица. Часть 18. Гостиница "Пекин" и др. постройки. - Прогулки по Москве. — ЖЖ
люди. природа. архитектура. история
stapelia2784
stapelia2784
Большая Садовая улица. Часть 18. Гостиница "Пекин" и др. постройки.
         Большая Садовая улица. Часть 18. Гостиница "Пекин" и др. постройки.

Четная ст. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.
     
Нечетная ст. Часть 9. Часть 10. Часть 11.
Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16.
Часть 17.


    Новой застройке нечетной стороны большой Садовой улицы помещала война. Два жилых дома и гостиница, начавшие тут возводиться в конце 1930-х годов прошлого века были достроены уже в послевоенные годы.
    Вид на застройку Б.Садовой улицы со стороны площади Маяковского. Фото 1940 г.

Дом № 1 - 3. Жилые дома, сходные по объемам и оформлению, были возведены по проекту архитекторов А. Я. Изаксона и А. К. Ростковского. Они состоят из двух симметричных корпусов, обращенных друг к другу повышенными объемами с башенками и колоннадами. Дом №3 имеет три башенки, две по краям и одну по центру.

    В повышенных частях корпусов - лоджии, подчеркивающие их значимость в композиции. Стены лоджий первоначально покрашены темно-красной краской.

    Корпуса  между собой соединяет парадная въездная часть. Она оформлена как торжественный портал.

    Таким же порталом соединяется и жилой дом №3 с гостиницей, но само оформление порталов различно, в первом случае это гирлянды, во втором венки.

    Дом №3 имеет большую протяженность, поэтому по центру он украшен еще одной башенкой с красивым декором в виде гирлянд.

   Кроме того, этот дом имеет еще две проездные арки, также богато декорированные.
                          

                          
    Общий вид жилых корпусов.

    По сведениям из интернета не все старые дома были снесены, три из них были встроены в новые жилые корпуса. Об одном из них я писала здесь.
    Первые этажи жилых корпусов занимали предприятия общественного пользования, в т. ч. здесь располагалась Центральная юношеская библиотека им. М.А.Светлова, которую я не раз прежде посещала.
    Вход в библиотеку.
                            
    Дом №5. К двум крупным жилым домам примыкает 15-ти этажное здание гостиницы "Пекин", построенное по проекту архитектора Д.Н. Чечулина.
    Ритмически повторяющиеся элементы, в частности арки ворот, завершение линии домов высокой башней рождают определенную цельность восприятия всей левой стороны улицы как единого ансамбля.
    Большая Садовая улица. На дальнем плане – почти построенная гостиница "Пекин". Фото 1952 г.


     Выходящая на площадь Маяковского гостиница "Пекин" открылась в 1956 году, за год до всемирного фестиваля молодежи и студентов. Первоначально по одной из версий - это здание строилось для Главного управления лагерей (ГУЛАГ), по другой версии здесь планировалось разместить гостиницу для региональных сотрудников НКВД, но в послевоенные годы, когда еще была крепка дружба с китайцами, решено было назвать гостиницу "Пекин" как символ дружбы между нашими странами.
    Высокие потолки, лепнина, ценные породы дерева, гранит и мрамор превратили "Пекин" в элитный отель советского времени, в котором селились различные партийные деятели, знаменитые иностранные гости, а также наши заслуженные деятели науки и искусства, приезжавшие в Москву из разных уголков нашей необъятной Родины.
   Здание стало архитектурной доминантой как Большой Садовой улицы, так и площади, зрительно закрепляя ответственный участок двух важнейших магистралей.
Сейчас уже трудно представить Большую Садовую улицу и площадь Маяковского (Триумфальную пл.) без этого здания, ставшего памятником архитектуры.
    Перспектива Большой Садовой. Фото 1952 - 1953 гг.

    А вот, что писали о здании гостиницы "Пекин" И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач в книге "Москва: Архитектурный путеводитель" - "...Угловая часть здания, выходящая на Триумфальную пл., завершается грузной, некрасивых пропорций башней — своего рода пародией на высотные здания столицы, сооружавшиеся в то же время. Протяженный, восьмиэтажный корпус, идущий вдоль Садовой, не вызывает столь отрицательных эмоций. В средней его части — полукруглые эркеры, в верхней стену прорезают узкие окна с арочными завершениями. Слегка выступающий цоколь опоясан по верху балюстрадой. Скульптурное убранство здания характерно для послевоенной градостроительнозначимой застройки".
                           
    На момент открытия гостиница имела около двухсот двухкомнатных и однокомнатых номеров, каждый из которых был отделан индивидуально. В дорогих по качеству отделки интерьерах органично сочетались элементы неоампира и ориентальной экзотики. В средней, высотной части здания были гостиничные номера высшего уровня. Самые крутые номера на одиннадцатом этаже имели потолки высотой в шесть метров! Кроме того, три этажа здания занимала поликлиника МГБ, а пятнадцатый этаж и помещения, располагавшиеся выше, были режимной, причем особо охраняемой зоной. В нее, входил и шпиль здания. Сотрудники гостиницы могли пройти туда только в сопровождении чекиста и по спецпропуску.
    Вскоре при гостинице был открыт ресторан, который содержал два основных зала:  русской  и китайской кухни. Деликатесы для китайского ресторана доставляли самолетами из Китая, поэтому ресторан стал одним из самых желанных и пафосных мест Москвы. Его посещали высшие партийные чиновники, зарубежные знаменитости и наша "богема". Захаживали сюда и криминальные авторитеты, и гости из солнечных республик СССР. Старых фотографий интерьеров гостиницы мне, к сожалению, найти не удалось. А вот несколько старых фото ресторана при ней сохранилось.
    Центральный зал ресторана гостиницы "Пекин". Фото 1957 г.

      Двухзальный, большой ресторан был оформлен лучшими китайскими дизайнерами и декораторами, как дар Москве. Потолок украшали двенадцать хрустальных люстр - трофеи из Германии. Между ними висели большие китайские фонарики с шелковыми кистями. Они медленно кружились и неожиданно зажигались к большому удовольствию публики. Китайский зал ресторана отличался богатым убранством: ручная роспись на стенах и колоннах с применением только натуральных красителей (напр. красный – бычья кровь!), деревянные панели и ширмы ручной работы, картины на стенах – роспись по китайскому шелку, китайские вазы и статуэтки.
    Гостиница "Пекин". Фото 1983 - 1985 гг.
                                           
    Очень подробно описывает этот ресторан в своих воспоминаниях "О ресторане "Пекин" и других событиях в переулках памяти" советский писателя Рауль Мир-Хайдаров, который приезжая в Москву всегда останавливался в этой гостинице. Приведу несколько отрывков из его воспоминаний - "Обширное пространство ресторана от входа до самой эстрады, где восседал джазовый оркестр, разделялось ярко-красной широкой ковровой дорожкой на две просторные половины, заставленные тяжелой мебелью из редких пород китайских деревьев... Дюжина мощных колонн, удерживавших высокие потолки,  разделяла пространство зала на секторы. Вот они, эти колонны, сиявшие вишнево-алым китайским лаком, вместе с фонариками придавали восточный китайский колорит залу. По правую сторону от входа, на Брестскую улицу выходили восемь огромных окон, какие роскошные ламбрекены из китайской парчи украшали эти окна – не высказать! На стенах между окнами висели в темных вишневого цвета рамах семь огромных горизонтальных картин с очень выразительными пейзажами Поднебесной".
    Интересен его рассказ о сервировке в ресторане - "...на день рождения или на помолвку в "Пекине" могли накрыть стол, на котором стоял сервиз на тридцать шесть персон, сделанный некогда для дома Габсбургов, Тиссенов, а к нему прилагалось и немецкое фамильное серебро с монограммами немецкой знати 18-19 веков. Больше всего я радовался, когда в большой компании нам выставляли русский фарфор Кузнецовских и Александровских заводов, вот к ним подавались серебряные приборы с монограммами известных некогда русских дворянских фамилий...".
   Гостиница "Пекин". Фото 1983 - 1985 гг.
           
    Упоминает он и о курительных комнатах с экзотическими рыбками в аквариумах и о коллекции карликовых деревьев "бонсай" и многом другом. Полностью его воспоминания можно прочитать тут. Я же приведу лишь еще один фрагметнт из них - "На третьем и шестом этажах отеля располагались прекрасные буфеты с богатейшим ассортиментом, было что выпить и чем закусить, об атмосфере я уже не говорю – тепло, уютно... Буфеты "Пекина" любили актеры гремевшего в ту пору "Современника". И хотя вход посторонним на этажи был строжайше запрещен, но как не пустить Олега Даля, Валентина Никулина, Константина Райкина, Евгения Евстигнеева, Валентина Гафта, Михаила Козакова, Олега Ефремова, который в то время приходил в "Пекин" с Анастасией Вертинской! ".

    К настоящему времени прежние интерьеры и многие предметы убранства гостиницы были утрачены, а частично и разворованы. Это не удивительно, за долгие годы своего существования она меняла собственников, ее не раз реставрировали и ремонтировали, меняли предназначение некоторых помещений, например, вместо поликлиники открывали еще рестораны, магазин "Безезка", одно время тут работало казино и пр. Не упомянула я и о часах на башне, о них  здесь.
   Напоследок рассказа о Большой Садовой улице упомяну, что вокруг гостиницы текла совсем другая жизнь, долгое время ее окрестности окружали небольшие деревянные и каменные домишки еще д\р постройки.
    На руинах сгоревшего дома. Фото 1956 - 1957 гг.
                           
   А Вторая Брестская улица, на которую выходила одна сторона гостиницы и где располагалась знаменитая кулинария с китайскими продуктами, в т.ч. там продавались пельмени из Китая, еще в семидесятых годах прошлого века выглядела так.
      Виктор Николаевич Вадикин "Старые дома на 2-й Брестской улице. 1973 г.


    В следующих постах рассказ пойдет о Триумфальной площади.

    Другие достопримечательности. Оглавление.

    Использованы материалы: Википедия; https://magazeta.com/2013/10/beijing-restaurant/ ; https://picturehistory.livejournal.com/2038958.html ; и др.

Метки: , , , , , , ,

6 комментариев или Оставить комментарий
Comments
khebeb From: khebeb Date: Июнь, 17, 2019 11:39 (UTC) (Ссылка)
Первоначально по одной из версий - это здание строилось для Главного управления лагерей (ГУЛАГ), по другой версии здесь планировалось разместить гостиницу для региональных сотрудников НКВД - по документам это разные объекты. Гостиницу "Пекин" строило (и сдало в 1954) МВСУ (Московское военно-строительное управление) МВД СССР (среди других построек - высотка на Котельнической, здания ОГПУ в Фуркасовском переулке и по ул. Дзержинского, 12 (сданы в 1931), поликлиника в Варсонофьевском (1931) и еще шесть поликлиник, госпиталь на Пехотной (1952), дом Совета Министров СССР — позднее Госплан, сейчас Госдума (1935), здания "большого" МВД на Лубянке и на Огарева, 6 (1949), здание Петровки 38 (1956)-м; здание милиции на ул. Петровка, 38 — в 1956-м; 5 павильонов ВДНХ (Украины — позднее «Земледелие», Центрально-Черноземной области, Московской области — позднее «Зерно», Казахской ССР и торговый); стадион «Динамо» (1929), водный стадион на Химкинском водохранилище, спортпавильон на Петровке (видимо, переделка скэтинг-ринга), архивохранилища на Пироговской (ГАРФ и РГАЭ) и в Никольском (ныне РГАЛИ и бывший ЦХИДК), школа милиции на Ново-Подмосковной — ныне Академия МВД на Зои и Александра Космодемьянских (1957). Ну и по мелочи санатории, казармы и т.п.
При разделении "большого" МВД "Пекин" стал ведомственной гостиницей КГБ.
Тогда как здание для ГУЛАГа, куда он так никогда и не въехал - это куда встроен ханжонсковский кинотеатр ("Москва") и до угла с 1-й Тверской Ямской - начало строиться еще летом 1939 силами самого главка, а именно Химкинского района ГУЛАГа. Но достанется оно Министерству оборонной промышленности (сейчас кусок то ли Минэкономики, то ли Минторгпрома, с теми же функциями)

Edited at 2019-06-17 11:41 (UTC)
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Июнь, 17, 2019 18:53 (UTC) (Ссылка)
Благодарю за такой обширный обзор. А можно ссылку откуда все сведения.

Что касается фразы "Первоначально по одной из версий - это здание строилось для Главного управления лагерей (ГУЛАГ)", то до сегодняшнего утра я и не знала об этом. Но утром посмотрела ряд фильмов, посвященных гостинице. Сведения отсюда https://yandex.ru/search/?lr=10717&text=%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD#/videowiz?filmId=930914158118238797. Это довольно популярная программа на "Москва -24".
khebeb From: khebeb Date: Июнь, 17, 2019 19:45 (UTC) (Ссылка)
это статья покойного Саши Кокурина из цикла "Гулаг: структура и кадры", их статей тридцать было. Кажется, все есть в интернете. Если очень надо, завтра помотрю и смогу назвать название и номер журнала
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Июнь, 17, 2019 20:11 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, не ищите. Просто, чтобы было на что сослаться, когда буду писать о данных адресах. Я собираю самую разнообразную информацию о Москве.
lj_frank_bot From: lj_frank_bot Date: Июнь, 18, 2019 11:57 (UTC) (Ссылка)
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Путешествия.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Июнь, 18, 2019 18:59 (UTC) (Ссылка)
Самое верное = Краеведения или История, еще точнее История Москвы.
6 комментариев или Оставить комментарий