Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Categories:

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 19.

                               Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 19.

   Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть.6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18.

                                                                               Нечетная сторона.
  
Наконец-то, подходит к концу наше путешествие по этой стороне проспекта. Остался последний дом. Хотела его втиснуть в предыдущую часть, но в доме №75 проживало так много интересных и знаменитых людей, что пришлось посвятить ему отдельный пост.
   Глядя на эту фотографию трудно представить, что это Сокол, почти у его развилки с Волоколамским и Ленинградским шоссе. Фото 1960 г.
Места эти для меня родные, я жила за высотными домами, изображенными на фото. Получается, я все эти домики видела, мало того, меня водили мимо них в детский сад, который находился на противоположной стороне проспекта, но я их не помню, а вот как строился дом №77 помню отчетливо.
   Дом №77 - последний на этой стороне проспекта, следующий за ним уже числится по Волоколамскому шоссе.
   Как следует из подписи к первому фото, строили дом для работников ПИ2, по рассказам человека, курировавшим это строительство, корпусов должно было быть 2, а этажей четыре, но, на самом деле, представленные ниже проекты, говорят о другом.
   Первоначально, по проекту архитектора В Лебедева дом должен был выглядеть вот так. Проект не был осуществлен, т.к. посчитали, что стоящее фасадом вдоль шумного проспекта здание, будет неудобно для проживания (позже, когда строили здесь развязку, о шуме уже никто не думал).

  Следующим был проект с красивыми арками, смотрящими на проспект и корпусами, стоявшими перпендикулярно к дороге.

   В ходе кампании по борьбе с излишествами этот вариант проекта подвергся упрощениям и в таком виде был, наконец, воплощен в жизнь в начале 1960-х годов.
   Слева направо корпуса 1. 2. 3 и 4. Фото 1963 г.

   Вдоль проспекта протянулись кафе и магазины, слева кафе "Континент" (старожилы утверждают, что первоначально оно называлось "Искра", но я этого не помню). В юности неоднократно в нем бывала. За аркой располагался Детский мир под названием "Смена", в котором куплена была для меня не одна форма и много других вещей. Магазин был хороший, часто завозили "дефицит", но если что-то "выбрасывалось", да-да, тогда так и говорили, то мгновенно образовывалась очередь. Фото 1979 г.
                             
   За "Сменой", в дальнем корпусе №4 был магазин продукты. Вот фото, того же дома, 1966 г. со стороны продуктового магазина.

   После завершения строительства дома за корпусами №1-2 еще какое-то время сохранялось Арбатецкое кладбище, или как его еще называли кладбище "Арбатец". На снимке виден слева дом №75, а справа - дом №77к1. Фото 1960 г.

   Кладбище возникло еще в XIX веке, тогда оно называлось Солдатским, здесь хоронили бедных крестьян, более зажиточных жителей села хоронили на Всехсвятском кладбище, находившемся у храма Всех Святых.. Посмотрела комментарии к этому фото, здесь. Там пишут, что дом №77, построен на костях, на самом деле это не так, границы кладбища видны на плане 1952 г. Площадь территории кладбища составляла 1,27 га.

   Вот уважаемый iterekhin сделал здесь наложение границ кладбища "Арбатец" на современную карту
                             
   Как я уже писала выше, кладбище существовало на этом месте еще в XIX веке, его можно увидеть на карте 1878 г. В 1907 г., недалеко отсюда, на совр. ул. Викторенко, стараниями Великой княгини Елизаветы Федоровны было основано Сергиево-Елизаветинское убежище для увечных воинов, пострадавших во время русско-японской войны (не сохранилось). В начале XX века здесь, на Арбатецком кладбище, стали хоронить героев русско-японской войны 1904 - 1905 гг., это подтверждается схематическим историко-архитектурным планом.
   Это кладбище я отлично помню, иногда мы ходили к метро между домом №77 и кладбищем, там была такая дорожка, она и теперь существует. Одна моя подружка жила в доме №2 по М. Песчаному пер., помню, когда я пришла первый раз к ней в гости, как меня поразило, что окна ее квартиры выходили на кладбище.
   Рядом с ее домом находился в одноэтажном кирпичном здании овощной магазин, на карте он обозначен красным, д.2а по тому же переулку, тогда я еще не знала, что это бывшая часовня Преподобного Сергия и Праведницы Елизаветы, она была построена при кладбище в 1911 г. под руководством архитектора Р. И. Клейна - закрыта вместе с Сергиево-Елизаветинским убежищем в 1918 году.

 После революции в часовне располагалось общежитие строителей поселка "Сокол", затем клуб, потом перед войной винный магазин, а в мое время - овощной. В последние годы здание переходило из рук в руки, одни из владельцев даже умудрились устроить в часовне салон "Тайского массажа". Сама часовня в советские годы также подверглась значительным перестройкам.
   Согласна с уважаемым athenogen , который пишет в комментариях здесь, что "кладбище разрыли и упразднили в зиму 1967/68". Помню, как мои одноклассники притаскивали в школу какие-то кости, найденные там.
   При ликвидации кладбища останки тех, кто имел родственников, были перезахоронены на Лианозовском кладбище, а тех, кто не имел родственников, были просто куда-то вывезены. После этого место, где располагалось кладбище, какое-то время было в рытвинах и колдобинах, а позже здесь устроили сквер.
   Недавно местные краеведы обнаружили одно из надгробий, торчавшее из под земли, силами местных жителей и тех же краеведов, оно было раскопано и установлено в сквере.
                             
   Вернемся на Ленинградский проспект. После завершения строительства всех корпусов дома №77, участок перед ним озеленили. Вот таким я помню это место. Фото 1967 г.

   В 1965 - 1968 годах на развилке Волоколамского и Ленинградского шоссе выросло здание Гидропроекта. Авторы проекта — архитекторы Г. Яковлев и Н. Джеванширова.
                             
   Но существовал и другой проект, и развилка могла бы выглядеть иначе, но не сложилось.
                             
   Сравните, как выгляделао это место в 1957 г. и сейчас.
                            
   В последние годы началась новая реконструкция площади развилки. Перед домом №77 долгое время велось строительство эстакады.

   Сейчас здесь строительные работы завершены.
   Между первым и последним фото этого поста прошло более пятидеяти лет. На месте старых домиков появился разворотный круг трамваев, который существовал здесь еще до строительства эстакады, примерно с 80-х годов,

и вот такое модернистское сооружение. Изначально строилось для разворотного трамвайного круга (трансбордер), теперь - это новый Центр Управления Движением в тоннелях. Архитекторы: Н. Шумаков, Н. Шурыгина, В. Молчанов; конструктор: А. Лабузов. Внутри расположено 5-этажное сооружение из монолитного железобетона. На первом этаже размещен диспетчерский зал, на последующих – технические и подсобные помещения, комнаты отдыха персонала «Мосгортранса». Оболочка здания, разработанная по индивидуальному проекту, состоит из треугольных металлических трубчатых секций, с вклеенными стеклопакетами различных размеров, со светоотражающим покрытием.
В основе конструкции – монолитный железобетон, металлический каркас.

   На этом прогулка по нечетной стороне проспекта завершена, возвращаемся на Белорусскую и начитаем гулять по четной стороне Ленинградского проспекта.

   Продолжение. Четная сторона. Часть 20.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: http://krasnaya-moskva.ru/leningr-sokol.html ; https://pastvu.com ; http://vsehsvyatskoye.livejournal.com/108691.html ; http://vk.com/msk.aeroport?w=wall-1394196_3280%2Fall и другие.
Tags: Клейн, Ленинградский, Прогулки по Москве, Сокол, архитектура, деревянная Москва, достопримечательности, памятник, панорама, старые фото, стеклянный, уничтоженное, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments