Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Category:

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 20.

                                   Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 20.

Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.

                                                                                      Четная сторона.
   Закончилось наше виртуальное путешествие по нечетной стороне Ленинградского проспекта. За время, пока я писала эти посты, я приобрела новых друзей и читателей, чему очень рада.
   Мы снова у Тверской заставы. На фото 1900 - 1904 гг.  мы видим Триумфальные ворота, за ними начиналась Тверская улица. Слева от ворот виднеется дом с башенкой купца Шерупенкова, выстроенный в 1870-е гг. (он сохранился до наших дней), вдоль этого дома  проходит Бутырский вал, а в противоположную сторону от него - Грузинский вал. В то время это граница Москвы, но для этой местности было сделано исключение. По высочайшему указу 1881 г. кварталы за Тверской заставой вплоть до Зыковского пер. и за Бутырской заставой, включая Петровско-Разумовское, были приписаты к Сущевской части г. Москвы.
     В начале XX века здесь еще не был построен Тверской путепровод, а Петербургское шоссе начиналось сразу за Триумфальными воротами. Отсчет домов по четной стороне шоссе тогда начинался сразу за Бутырским валом.

По справочнику "Вся Москва"  (далее ВМ) за 1911 г. между Бутырским валом и полотном железной дороги находилось три участка №2, №4, №6 (в старой нумерации). Сейчас здесь пустырь, но по старым фотографиям мы узнаем, как выглядело это место ранее.
    Современная нумерация домов не совпадает с дореволюционной, но по возможности, я буду рассказывать что-где стояло.
    На фото 1909 г. - Триумфальные ворота, уже снятые с противоположной стороны, с Тверской улицы.

   Триумфальные ворота, поставленные к торжественной встрече возвращавшихся из западной Европы победоносных русских войск у Тверской заставы в 1814 году, первоначально были деревянными,  но памятник быстро ветшал, и в 1829 - 1834 гг. по проекту архитектора О. И. Бове установили новые каменные ворота с двумя кордегардиями по бокам.
   На следующем фото 1900 - 1907 г.  Слева от ворот - одно из зданий кордегардии, вправо отходит Бутырский вал, за ним начинается Ямское поле (местность между современными Ленинградским проспектом, улицами Бутырский вал и Нижняя Масловка, угловой дом с круглой ротондой на крыше - это и есть начало Петербургского шоссе, участок №2.

    До 1911 - 1912 гг. этот дом у Тверского-Ямского Общества арендовал, а затем приобрел в собственность,  Емельянов Иван Егорович, учредитель похоронного бюро "И. Емельянов и К" под фирмой "А.Д. Александров"; выборный московского мещанского сословия; председатель Покровской Мещанской богадельни (о ней я писала здесь).
   Вот в этом красивом здании и размещалось "Бюро похоронных процессий" мещанина Емельянова.
   Фото 1908 - 1909 годов, Тверской путепровод уже построен. При увеличении снимка на здании можно прочитать слово "бюро".

   Крайний двухэтажный дом слева, на участке №4 - здание, принадлежащее Тверскому-Ямского обществу.
   Полностью его видно на фото 1907 г. "Открытие виадука у Брестского вокзала".

   Он же. Фото 1987 - 1989 гг.

   На следующем участке №6, каменные постройки появились, видимо, позднее, после 1913 г., когда его у Ямского общества приобрел некий Маслов, в справочнике ВМ, к сожалению, не указаны его инициалы, а в этом районе проживало достаточно много Масловых, поэтому определить, кто из них приобрел здесь участок не представляется возможным.
   На фото 1950 - 1960 гг. улица Бутырский вал уже расширена, дом Емельянова снесен, угловым стал домик Ямского общества, а левый крайний дом - участок Маслова. На сегодняшний день все здания, изображенные на фото, снесены.

   А вот то же место, сегодня, снятое с тверского путепровода, только с чуть большим охватом. Справа начало ул. Бутырский вал со старообрядческим храмом св. Николая Чудотворца.

   Еще одна чудесная фотография этого места 1938 г. (обратите внимание, те фото, которые открываются по ссылке, желательно рассматривать в максимальном разрешении, много интересного можно увидеть). На месте дома Маслова шахта Метростроя. За ней виднеется еще один домик с покатой крышей, предположительно, тоже на его участке.
                             
   Вот эта шахта ближе. Такая красота - всего лишь временная постройка. Фото 1935 г.

   На заднем плане, сразу за ж\д веткой, виднеется строящийся дом №2. От него теперь начинается современный отсчет домов по Ленинградскому проспекту.
   Дом №2 - жилой дом для работников Авиапрома появился здесь еще до войны, он построен в 1935 - 1938 г., авторы проекта - архитекторы  Д. Фридман и Л. Гриншпун. Москвовед Рогачев так описывает это здание "Мерный ряд упрощенных колонн-столбов поставлен на два первых этажа, трактованных как цоколь, и обрамляет три последующих этажа, имитируя работу по поддержке верхней части здания".
  За ним виднеется дом №4\2, построенный в 1964 г.
                           
   А теперь посмотрим, как выглядел этот же отрезок шоссе от полотна ж\д  до 1-й улицы Ямского поля до революции.
   16 октября 1881 г.,  здесь, на месте современного дома №4, в двухэтажном здании, открывается Ямское начальное мужское и женское училище, построенное на средства Новикова Ивана Ильича. В последствии,  получившее название Новиковское, по имени благотворителя, в нем обучалось. около трехсот детей. В училище принимались  бесплатно не только дети ямщиков, но и дети окрестных обывателей.
   На фото 1930 г. здание училища видно справа на переднем плане между колокольней и храмом.

   Церковь Воздвижения Честного Креста Господня с приделом Александра Невского примыкала к училищу с правой стороны, она была выстроена в 1883 - 1886 гг. по проекту архитектора Д. А. Гущина. В 1891 г. колокольню перестраивает архитектор С. В. Крыгин.

   Рядом, в отдельно стоящем здании, размещалась богадельня на 17-19 (в разные годы по разному) призреваемых женщин. Где, именно, стояла богадельня неизвестно, возможно, в этом одноэтажном домике, расположенном справа от колокольни.

   Богадельню и храм также выстроил и содержал на свои средства ямщик, почетный потомственный гражданин, кавалер нескольких ордеров, мещанин Новиков И.И.
   Вот как пишет о нем в своей книге Вострышев М.И. "С давних пор, когда Москва еще ютилась в Кремле и Китай-городе, в Тверской-Ямской слободе поселились ямщики, исполнявшие государеву службу — почтовую гоньбу. Им в вечное владение были пожалованы близлежащие земли и покосы. Со временем в слободе вырос величественный храм Василия Кесарийского, старостой которого с 1864 года состоял ямщик Иван Ильич Новиков, чьим усердием и иждивением святое здание постоянно благоукрашалось и ремонтировалось.
    Новиков родился в 1828 году в доме на 2-й Тверской-Ямской улице, где и умер спустя 81 год. В 1865 году он представил в городскую управу проект указа, запрещавший ямщикам распродавать за бесценок свои земли, расположенные кольцом вокруг Москвы, на которые вдруг польстились многие купцы. Лишь по Тверскому-Ямскому обществу состоялось запрещение, благодаря чему его члены к концу XIX века стали весьма состоятельными людьми, сдавая с каждым днем все дорожающую землю в аренду".
                                                 
   Здесь надо уточнить, по справочнику ВМ за 1901 г. Новиков уже числится старостой Крестовоздвиженского храма при Ямских училищах, а его адрес - Брестская, д.19. К этому времени он уже домовладелец, ему принадлежит несколько участков в Тверской-Ямской слободе.
  На предпоследней фотографии на самом краю ж\д полотна виднеется сарайчик, возможно, именно, в нем располагалась велосипедная станция, о которой говорил историк автомобилизма Лев Шугуров  в одной из радиопередач.
  Вот что он  рассказал "... Но в моих глазах, в моей памяти это шоссе, и даже не Ленинградское, а Санкт-Петербургское. И Санкт-Петербургское шоссе начиналось от Тверской заставы, потому что там, у Белорусского вокзала, Москва кончалась. А дальше был загород, дачи. А дальше московский градоначальник запретил ездить на велосипедах по городу. И поэтому все москвичи, состоятельные, конечно, держали свои велосипеды на велосипедной станции.
   Эта велосипедная станции помещалась в самом начале Санкт-Петербургского шоссе. Если из центра, по правой стороне, первый попавшийся дом после железной дороги. Это жилой дом. А там была велосипедная станция, и богатые москвичи держали велосипеды. Потом они садились на велосипед и ехали по аллейке, которая шла вдоль Санкт-Петербургского шоссе"
  Вот эту аллейку видно на фото 1907 - 1912 г. справа от трамвайных путей.         Эта аллейка на Санкт-Петербургском шоссе, о которой упоминает Шугуров, первая в стране официальная велодорожка, она  была открыта  в 1898 году.
     А вот она же на фото 1910 - 1914 г., уже с велосипедистами, но только уже в противоположную сторону, от ресторана Яр (сейчас гостиница Советская) в сторону центра.

   Вообще Санкт-Петербургское шоссе очень тесно связано с велоспортом и велосипедами, но об этом в следующих частях, а пока картинка из велосипедной моды того времени.
                             
    Продолжение. Часть 21.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: https://pastvu.com ; http://www.echo.msk.ru/programs/parking/32316/ ;
Tags: Белорусская, Бове, Ленинградский, Прогулки по Москве, архитектура, богадельня, достопримечательности, портрет, слобода, старая Москва, старые фото, уничтоженное, училище, храм, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments