Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Categories:

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Фабрика С. Габай (Ява). Часть 22.

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее.  Фабрика С. Габай (Ява). Часть 22.

  
Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21.

                                                                                   Четная сторона.
   Следующий отрезок бывшего Петербургского шоссе также достаточно интересен. И так в путь.
Дом №12. Этот жилой дом вдоль проспекта, так же как и соседний дом №10, был построен еще до войны, в 1939 - 1941 г. по проекту архитектора Маркузе И.Л.

   Построили его для работников Табачной фабрики "Ява" ( в прошлом фабрики "С.Габай"), находившейся как раз за этим домом. Вот о ней и поговорим.
Основателем фабрики считается  Габай Самуил Садукович (1826 - ? гг.). Точная дата основания фабрики в разных источниках разнится, в некоторых документах указано, что фабрика основана в 1839 г., что мало вероятно, т.к. на этот момент Габаю было всего 13 лет, в других указана дата 1856 г., а в третьих - 1864 г. Разнятся и сведения откуда прибыл Самуил Сандукович в Москву, то  написано, что он прибыл из Харькова, так в "Справочной книге о лицах, получивших купеческие и  промысловые свидетельства по г. Москве" за 1878 г. написано: Габай С.С. - 52 л. (отсюда взяла год рождения Габая), харьковский купец 2-й гильдии, торговец табаком, то указано, то он первогильдийский купец из Евпатории, но так или иначе, московским купцом 2-й гильдии он числится с 1862 г.
   Самуил Садукович был караимом, а главным занятием московских караимов было табачное дело. Габай, как и многие его соплеменники, первоначально только торговал табаком и курительными изделиям, а затем уже открыл фабрику, которая, видимо, находилась в Салтыковском (совр. назв. Дмитровский) пер. Тверской части.
   В начале 1870-х гг. на фабрике работали 25 мужчин и 10 малолетних. До 80-х годов XIX века, производство ограничивалось только резкой сырья и скруткой сигар, здесь использовались три табакорезных и одна бумагорезная машины. Продукция предприятия была высокого качества, за это фабрика была награждена медалями, полученными на выставках в Лондоне в 1862 г. и в Париже в 1867 г.

   Позже к Габаю присоединилась его верная помощница и жена Анна Юфудовна (1839 - 1929 гг.).  В 1872 году у них родился сын Иосиф.
   Точный год смерти Самуила Садуковича неизвестен, но по тому же справочнику за 1881 г. владелицей фабрики уже числится сорокалетняя жена Габая, она состояла в купечестве с  1880 г.,  а адрес фабрики указан: Малый Кадашевский пер., собст. дом. Интересно, что  этот адрес фабрики ранее нигде не упоминался. В каком, именно, владении  она располагалась  мне установить не удалось, это задача будущих краеведов.

   Дополнение. Благодаря присланным комментариям уважаемого dbond7 , мне удалось узнать, где располагалась фабрика Габая, владение №6. Дом сохранился. Там же и другие уточнения.

   3-й (бывший Малый) Кадашевский пер., д.6. Фото 1972 г.
                             
   Современный вид здания на картах Яндекса здесь.
   В число ведущих предприятий фабрика вышла уже после смерти С.Габая, когда дело возглавили его вдова А.Ю, Габай. Будучи женщиной деловой, Анна Юфудовна расширяет производство - увеличивает количество рабочих и приобретает паровой двигатель для привода табакорезательной машины, что позволяет увеличить скорость производства курительного табака. В 1883 году  здесь скрутили первые папиросы, первоначально их делали в ручную, но  конкурентная борьба вынудила  установить на фабрике гильзовые и набивные машины - изобретение талантливых русских инженеров Семенова и Кацкого. Машина Семенова, например, в минуту набивала 120 папирос. В 1898 г. такая машина конструкции Семенова получила "Гран-при" на Парижское промышленной выставке. Механизм ее оказался настолько надежным, что две такие машины проработали на фабрике почти сто лет.
                             
   За время своего существования фабрика не раз меняло свое местонахождение. В 1894 г, она опять была переведена на новое место в большое здание на угол Красносельской и Краснопрудной улиц в дом Урусова. Старых фотографий этого места не сохранилось, но во дворе этих улиц стоит (стоял) старый дом, см. здесь. Напишите, кто знает, может, именно,,в нем когда-то располагалась фабрика Габая.

   В том же справочнике за 1897 г. написано: "Товарищество Табачной фабрики С.Габай учреждено в 1895 г. в Москве. Товарищество учреждено для приобретения, содержания и развития действий табачной фабрики, находящейся в Москве... в доме Урусова и принадлежит наследникам умершего почетного гражданина Габай С.С. для торговли листовым табаком и изделиями из оных во всей империи и за границей. Основной капитал 500 тысяч руб., разделенных на 500 паев, по 1000 руб. каждый. Директора: Анна Юфудовна, Иосиф Самойлович (заметьте он уже не Самуилович), Самуил Абрамович Давыдов. Краснопрудная ул., д.24".

             
   К началу века на фабрике производилось до 10 тысяч пудов курительного табака и до 50 миллионов папирос на общую сумму 750 тысяч руб. Для сбыта продукции имелись собственные магазины в Москве на Мясницкой, на Петровке и на Тверской улице, а также в Петербурге, Риге, Юрьеве (Тарту), Самаре и Оренбурге.
                             
   Доходы от фабрики и средства пайщиков позволили приобрести участок на Петербургском шоссе, №24 (1042) и по 3-й улице Ямского Поля (1834) и приступить в 1900 г. к строительству нового фабричного здания.
   Фото 1910 - 1917г. Ворота предприятия со стороны Петербургского шоссе.

   В 1902 г. фабрика была переведена в новые корпуса - 2-этажный с проездной аркой и второй, меньший по размерам. Во внутреннем дворе расположились 2-этажный флигель владельцев с конторой на первом этаже и обширная конюшня, так как сырье, топливо и готовый товар перевозились гужевым транспортом. При этом надо отметить, что корпуса по Краснопрудной ул. Товарищество Габай арендовали вплоть до 1913 г.
                             
    В 1905 году владельцем фабрики стал 33-летний Иосиф Самойлович Габай, сын ее основателя.  Его жизненное кредо определялось пословицей: "Тише едешь, дальше будешь" - эта надпись была вырезана на старом директорском кресле, которое до недавнего времени находилось в музее фабрики.
   В это время здесь уже работало около 900 человек, более 70% из них были женщины. Вскоре конкуренция и неопытность молодого руководителя поставили предприятие на грань банкротства. Фабрика вынуждена была обратиться к кредиторам с просьбой об учреждении по ее делам администрации, которая и была создана в 1907 году и просуществовала шесть лет, до 1913 года. В 1912 году пайщики "Товарищества табачной фабрики С. Габай" продали свои паи "Товариществу табачной фабрики А.Н. Шапошников и Ко" в Санкт-Петербурге, которое и решило вопросы с кредиторами, а администрация была снята. Новое правление руководило работой фабрики в интересах акционеров вплоть до национализации в 1918 году.
   С 1912 года начался выпуск знаменитых папирос "Ява". Папиросы производились из табака, привезённого с индонезийского острова Ява.
                             
   Одновременно с ними стали выпускаться папиросы "Герцеговина Флор", основу которых составил табак, привозимый из Герцеговины, местности на Балканском полуострове.
   Выпускались папиросы и с достаточно странными названиями, такими, как например "Нарзан".
                             
   Во время Первой мировой войны продукция предприятия стала предметом оборонного значения, на фронт отправлялось более 30 наименований табачных изделий. В то время она выпускала более 30 названий папирос, среди них такие марки, как "Посольские", "Леда", "Басма", "Герцеговина Флор", "Царские", "Ява" и другие.
                                                                       
   После революции фабрика была национализирована и получила наименование "Государственная табачная фабрика № 2",  позднее ей было официально присвоено название "Ява". В интернете встречаются сведения. что и после национализации предприятия, ее директором по прежнему оставался Иосиф Габай, но насколько они достоверны, сказать не могу. Пережили революцию и некоторые бренды фабрики, такие как "Ява" и "Герцеговина Флор". В 20-е годы эти марки папирос рекламировал Владимир Маяковский. О "Яве" он писал:
                                                        Новое время,
                                                        Дух озарения,
                                                        "Явы"
                                                        дым табачный
                                                        вдохновения.
   В 1925-м папиросы "Ява" были удостоены серебряной медали на выставке в Париже.
   Другая марка сигарет удостоилась таких строф Маяковского:
                                              Любым папиросам даст фор
                                              "Герцеговина Флор"
                             
   Эти папиросы в дореволюционной России считались элитными и были доступны для достаточно зажиточных людей или представителей дворянских сословий. Не утратили они своей популярности и в советское время, так как эти папиросы были любимой маркой Сталина, их в народе так и называли "Папиросы Сталина".
    В предвоенные годы многие процессы были механизированы, с 60 до 300 возросло число гильзовых и набивных машин. В подготовительном отделении появились барабаны для увлажнения табака, устройства для разрыхления табака. В цехах установили подъемники и транспортеры. По механизации производственных процессов "Ява" вышла на одно из ведущих мест среди табачных предприятий страны.
    В сентябре 1941 г. предприятие было частично эвакуировано в другие города, где быстро налаживало производство. а оставшаяся часть фабрики в Москве не прекращала работу, так например, здесь в 1943 г. мастера Погарской фабрики выполняли спецзаказ: крутили подарочные сигары для Черчилля к встрече "тройки" в Тегеране в 1943 году.
   После войны на предприятие были привезены немецкие трофейные машины для резки табака, а для ликвидации перебоев с упаковкой был создан печатный цех, в котором стали печатать красочную упаковку для папирос "Беломорканал", "Казбек" и других.
                                                               

                                                
   В 1947 г. в стране появились первые в истории табачного производства России сигареты с фильтром. В середине 1960-х гг. на фабрику были поставлены новые машины для производства сигарет из Англии. В эти же годы стали выпускаться сигареты "Ява" с фильтром, рецептуру которых разработал мастер Михайлов, они выпускались как в мягкой, так и в твердой упаковке.
                               
                                                                  
   Одно время сигареты марки "Ява" впроизводились еще и на табачной фабрике "Дукат", но качество сигарет "Дуката" было ниже, поэтому в то время у табачных ларьков часто слышалось6 "У вас "Ява" явская?
   Постепенно стал расширяться и ассортимент, появились  такие марки как "Вечерние", "Золотое руно" и "Советские", всего около 20 наименований,
                                                                  
а знаменитые "Ява-100" в черной пачке были самыми длинными и элегантными сигаретами.
                                                                            
    Позднее появились марки "Космос", "Союз-Аполлон" и другие.

                                                                  
   Имелся на фабрике и специальный цех курительных принадлежнос¬тей, где мастера-резчики делали трубки из древовидного вереска — бриара, произрастающего в Италии.
   К 1975 году "Ява" производила 6 миллиардов  сигарет в год.
   С распадом Советского Союза нормальная деятельность фабрики была нарушена, и коллектив, состоящий более чем из 1400 человек, попал в критическое финансовое положение. Фабрика, которая всегда была ориентирована на дорогие и качественные сорта табака, лишилась таких поставщиков, как Куба, Болгария, Венгрия и даже бывших союзных республик.
    В 1993 году она была приватизирована в виде АООТ «Ява-табак». В 1994 году заключено соглашение с крупнейшей международной табачной монополией «Бритиш-Американ Тобакко» (БАТ), занимающей второе место в мире по производству сигарет. БАТ приобрела контрольный пакет акций и обязалась инвестировать 70 миллионов долларов США в реконструкцию фабрики и установку нового оборудования. Была поставлена задача увеличения производства и повышения качества сигарет. Для фабрики было выстроено новое здание по 3-й улице Ямского поля.

   Однако, нахождение такого предприятия в центре города вызывало много нареканий. С одной стороны жители соседних домов, расположенных поблизости, засыпали жалобами органы власти о невыносимости проживания рядом с фабрикой из-за сильного производственного шума и резкого запаха табака. Борьба эта длилась не один год. С другой стороны и самому предприятию не хватало производственных площадей, поэтому производство сначала стало сокращаться, а на сегодняшний день и вовсе прекращено и переведено в Санкт-Петербург и Саратов.
   На этом месте, как и в случае со "2-м Часовым заводом "Слава", о котором я писала в прошлой части, планируется построить офисные здания.
   Вид на фабрику "Ява" со стороны Ленинградского проспекта, на месте пустыря был "2-й Часовой завод".


   Продолжение. Часть 23.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: справочники "Вся Москва" за разные годы; http://krasnaya-moskva.ru/leningr-belorus.html ; книга "САО. Век.XX-й"; http://www.rucig.ru/old.htm ; http://www.rustabak.ru/articles/detail.php?ID=49734 и другие.
Tags: Белорусская, Ленинградский, Прогулки по Москве, архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, промышленная архитектура, старая Москва, старые фото, уничтоженное, фабрика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments