Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Мастерская Мамонтова С.И. Часть 25.

                 Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Мастерская Мамонтова С.И. Часть 25.

  
Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24.

                                                                                     Четная сторона.
   За домом № 22, перпендикулярно Ленинградскому проспекту, идет улица Правды, на одном ее углу стоит дом № 22, на другом дом №24. До революции тут не было улицы - это был единый участок, поэтому чтобы не разрывать свой рассказ о его владельцах и истории построек, я о них расскажу в следующем посте, а сейчас предлагаю немного отклониться от маршрута и заглянуть еще в один старый уголок Москвы, который не сохранился, но осталось много старых фотографий, по которым можно представить как он выглядел до революции. Место эта связано с купцом, фабрикантом, одним из самых известных меценатов того времени  - Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 - 1918 гг.).

  
О жизни Мамонтова в период его расцвета - предприимчивого купца, строителя железных дорог, мецената,  создателя частной оперы и человека, приютившего и взрастившего  у себя в доме (Садовая-Спасская, 6) и в усадьбе "Абрамцево" многих русских художников и музыкантов знают почти все, а вот о последних годах его жизни написано не так много, вот об этом периоде я и хочу рассказать.
                                                           
   В 1896 г. Савва Иванович на окраине Москвы у Савеловской ж\д покупает несколько участков, расположенных между Нижней Масловкой (тогда Бутырским проездом), в совр. владении №34, и безымянным проездом на Ямском поле (позже Чоколов пр., 2-я улица Ямского поля - сейчас ул. Правды). Здесь Мамонтов вместе со своими коллегами и сослуживцами Чоколовым С.П.,  Арцебушевым К.Д и Кривошеиным М.В. за три года строит во владении №9 несколько зданий, и переводит сюда гончарную мастерскую из усадьбы "Абрамцево", превратившуюся со временем в Керамический завод с одноименным названием.
   Фото 1901 - 1915 г.

   Земля на Ямском поле была приобретена Мамонтовым на имя дочери Александры, строительство велось под эгидой правления Ярославской ж\д, которое он возглавлял.
   В сентябре 1899 года Мамонтов в кабинете собственного дома, на Садово-Спасской ул., был арестован, его обвинили в растрате денег Ярославской ж\д. Дом обыскивают и опечатывают, а самого Савву Ивановича в этот же день под конвоем пешком провели через всю Москву и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел пять месяцев, а затем, благодаря стараниям известных художников и музыкантов, был переведен под домашний арест.
   3 июля 1900 года состоялся суд. Защищал Мамонтова знаменитый адвокат Плевако Ф.Н. Это был один из самых громких процессов рубежа XIX-XX веков. И несмотря на то, что формальная незаконность финансовых операций была бесспорна, суд Мамонтова оправдал, его виновность в преднамеренной растрате средств не была доказана.
   В 1902 г. почти все имущество было распродано, в т.ч. и дом на Садовой-Спасской, долги погашены, но деловая репутация была подорвана, прежних денег не было и заниматься предпринимательской деятельностью с прежним размахом Мамонтов уже не мог.
   Свои последние годы он прожил на своем "хуторе в Бутырках", рядом со своим Керамическим заводом, со временем превратив бывший пустырь в розарий. Здесь были и беседки, и цветники, и плодовые деревья. Сама усадьба представляла собой музей керамики.
   Все жилые и хозяйственные постройки на этих участках проектировал архитектор И.Е. Бондаренко, о других его постройках я писала здесь, здесь и здесь.
   Въезд в усадьбу украшали нарядные ворота с керамической облицовкой на столбах. Савва Иванович назвал эту усадьбу "Абрамцево", но она была более известна как мастерская в Бутырках.
   Фото 1901 - 1915 г.

   Пилоны ворот украшали 2 композиции: М.В.Якунчиковой "Молчание" и В.Д.Поленова "Венера Милосская", а так же львинные маски М.Врубеля, головы, работы С.Мамонтова, панно "Рыцарь" В.Серова. Керамика, демонтированная в 1920-е гг., сохранилась в музеях ДПИ на ул. Делегатской, и в музее-заповеднике Абрамцево. Фото 1901 - 1915 г.

    Вот как описывает этот дом М.Копшицер в книге "Савва Мамонтов" - "Дом был бревенчатый. Самая большая комната - в два этажа - столовая и приемная одновременно. На уровне второго этажа в комнате был балкончик, дверь на этот балкончик выходила из спальни, помещавшейся на втором этаже".
    Бутырский дом С.И.Мамонтова в Чоколовом проезде, №7.

   Савва Иванович живет здесь один. Жена Мамонтова - Елизавета Григорьевна - в прошлом друг и помощник во всех начинаниях, сняла себе квартиру на Садовой-Кудринской ул., неподалеку от московской квартиры Поленовых.
                                                           
   Разлад произошел еще до ареста, после романа Мамонтова с Татьяной Любатович, хотя официально они не разводились из-за дочек. Бахревскихй В.А. в книге "Савва Мамонтов" писал: "Развестись - ославить подрастающих девочек, уже невест. Для Елизаветы Григорьевны ее слово "да" под венцом  - обет Богу. Обманутая, оскорбленная, она смиряется и несет свой крест, не жалуясь, не протестуя… ". Несмотря на это, отношения между ними были уважительные, и они не переставали общаться до конца своих дней.
   И далее ""Всей Москве было известно: миллионщик Мамонтов держит оперу ради своей пассии - певички Татьяны Любатович. Публика не прощала певице ее ворованного счастья у другой, у законной, у достойной".
   Константин Коровин. "Портрет артистки Татьяны Спиридоновны Любатович".
                                                          
    Театральный критик Анфитеатров писал: "Влюбленность Мамонтова в Любатович была главною причиною возникновения в Москве пресловутой Мамонтовской оперы, поглотившей несметные суммы денег, но зато и воспитавшей целое поколение артистов, во главе которого надо назвать самого Шаляпина, и давшей могучий толчок вперед декоративному художеству Врубеля, Коровина и др. Все это, однако, пришло позже, к концу 80-х, к началу 90-х годов, когда Савва Иванович возлюбил свой театр уже для него самого, а интерес к Любатович отошел на задний план. А затем даже и сама Любатович покинула Мамонтовскую оперу для службы в провинции".
   И далее опять из книги Бахревского "Если от кого и не получил Савва Иванович никакого сочувствия, так от Татьяны Спиридоновны Любатович. А сестрица ее Клавдия Спиридоновна Винтер, подставная хозяйка Частной оперы, та и вовсе дошла до подлости. Где о совести думать, когда миром правит госпожа Собственность. Отхватила, пользуясь разорением дома Мамонтовых, драгоценное имущество Частной оперы. Богатейшую нотную библиотеку, редчайшие клавиры старинных опер, собранные Саввой Ивановичем, чудо и сказку, созданные Васнецовыми, Поленовым, Коровиным, Левитаном, Врубелем — декорации, рисунки костюмов и сами костюмы, всю бутафорию, реквизит — очень иногда дорогой. Теперь все это Частная опера для постановок своих могла получить только напрокат, за самую безбожную плату".

   Из старых друзей Мамонтову остались в сущности верны трое: Поленов В.Д., Васнецов В.М., Серов В.А..
   Во время нахождения Саввы Ивановича под арестом по разному вели себя и его друзья, Шаляпин, возвеличенный в Частной опере, покинул ее. Вслед за ним, ушел и  К. Коровин, они перешли в Императорский Большой театр. Кроме того, Коровин из предосторожности рвет все письма, адресованные ему когда либо Мамонтовым.
   Правда, потом они каялись. Копшицер М. в своей книге  "Савва Мамонтов пишет "Все время стремились проникнуть в Бутырки - Шаляпин с Коровиным, сначала Савва Иванович их видеть не желал, потом махнул рукой - пусть. И они стали приходить, хоть и не часто... но Савва Иванович никогда не забывал об их измене Частной опере".
   Из-за сложившейся ситуации поднять на прежнюю высоту Частную оперу не представлялось возможным. Основное внимание Савва Иванович стал уделять керамической мастерской, превратившейся в хозяйственное мероприятие, здесь работали Врубель М.А., Головин А.Я. и другие художники.  До 1903 г. работал замечательный мастер керамист Ваулин П.К. В 1890 г. он познакомился с Мамонтовым, который пригласил его в Абрамцево поработать в керамической мастерской. До 1896 г.  он работал в качестве мастера-технолога, а после перевода мастерской в Москву, возглавил ее. Составлял рецепты изготовления красок, полив и эмалей. Часто самостоятельно раскрашивал керамические изделия перед обжигом, основываясь на пожеланиях и эскизах художников. Большинство изделий были изготовлены по рисункам Врубеля.
   В 1900 г. в Париже проходила выставка, где были выставлены камины, изготовленные этими замечательными мастерами. После освобождения, Савва Иванович отправился в Париж. И не зря. Камины, изготовленные в его мастерской, были награждены золотой медалью. Их купило французское правительство. В мастерской подобных каминов сделали несколько вариантов. На фото, недавно отреставрированный вариант камина, хранившийся в музее декоративно-прикладного искусства в Москве. Французские камины не сохранились.
                            
    Со временем в мастерской появились новые люди: художники, скульпторы, керамисты, такие как Судейкин С.С., Сапунов Н.Н., учившийся у М. Врубеля - Бромирский П.Г., скульптор-анималист Ефимов.И.С. и другие. Помощниками по найму работали 10-15 человек. Изделия завода имели хороший сбыт в Москве, Петербурге и в Тифлисе. Продукция мастерской выпускалась ограниченными сериями и часто производилась по заказам, в художественном отношении она была очень высокого качества. Сам Савва Иванович увлекался изготовлением различных ваз и скульптурой, у него здесь была скульптурная мастерская.
                             
    Захаживали на хутор К.С. Станиславский, И.Е. Бондаренко,  и многие другие художники, интересовавшиеся работой керамистов.
   Здесь в Бутырках Савва Иванович пережил потерю многих близких людей и друзей. В 1902 г. умер Антокольский, попал в психиатрическую больницу Врубель, в 1907 году умерла любимая дочь Вера, та самая, с которой Серов писал свою "Девочку с персиками". Еще через год умерла Елизавета Григорьевна, а в 1913 году Савва Иванович похоронил внука Сережу.
   В 1914 г. во флигеле при заводе поселился сын Мамонтова - Сергей Саввич со своей женой. Он много работал, писал, в саду при усадьбе развел красивый цветник. Савва Иванович радовался, но в 1915 г..его постиг новый удар, Сергей умер от болезни почек. Такие потрясения не могли не сказаться на здоровье Мамонтова, они подкосили его психику, у него появились провалы в памяти, он начал путать имена близких людей.
  Последние годы жизни рядом с Саввой Ивановичем находилась Евгения Николаевна Решетилова. Он познакомился с ней в 1906 г., ее в усадьбу привезла младшая сестра Любатович - Анюта. Вот как описывает Бахревский ее впечатление от посещения этого дома: "Сам дом, изумляя, приводил в трепет. Говорили - бывший миллионщик впал в бедность. Тогда что же такое богатство, если бедность - это сказочный терем. С полок сверкала волшебным сиянием врубелевская симфония майолики. Комната бревенчатая, но в два этажа. На уровне второго этажа резной балкон. Стол, как в древнем Киеве. За таким столом сиживать князю с богатырями".
    Мамонтов с дочерью Александрой Савишной в Бутырках. Фото 1910 - 1912 гг.
                             
   После встречи с Решетиловой Савва Иванович переписывался с ней несколько лет, а когда во время войны 1914 г., его дочь Александра Саввишна, стала устраивать лазарет для раненых, Мамонтов пригласил поработать в этом лазарете Евгению Николаевну. Она согласилась, приехала в Москву и поселилась в Бутырках.
   С этого момента молодая, добрая, совсем не требовательная Евгения Николаевна заняла важное место в жизни Мамонтова и оставалась с ним до конца его жизни.
   В 1915 г. пригодились обе ж\д, построенные Саввой Ивановичем, по ним доставлялись грузы необходимые для фронта. О Мамонтове вспомнили после статьи Дорошевича в газете "Русское слово", который писал: "Построить две железные дороги, которые оказались родине самыми необходимыми в самую трудную годину. Это тот самый Мамонтов, которого разорили, которого держали в „Каменщиках“, которого судили...".
                             
   В 1915 г. в частной галерее в Москве на выставке "Художественная индустрия" майолика мастерской заняла центральное место, но в связи с военным положением в России, в дальнейшем мастерская пришла в упадок.
   Окончился 1915 год, наступил 1916-й. Савва Иванович катастрофически старел, у него развился склероз, он перестал узнавать близких. На события, происходящие в стране, он практически не реагировал.
  Летом 1917 г. был продан гончарный завод, Мамонтов с Евгенией Николаевной на лето переселились в усадьбу "Абрамцево, а осенью сняли небольшую квартиру на углу Спиридоньевки и Спиридоньевского пер.
  В конце зимы Савва Иванович простудился, а 24 марта (по старому стилю) 1918 года умер. Прхоронили его в усадьбе "Абрамцево".
  Усадьба в Бутырках была национализирована и передана в распоряжение Наркомпроса, с намерением организации музея керамики и лектория по истории искусств и базы развития народного творчества. Но мастерская передавалась в аренду разным организациям и к концу 1930-х г. была полностью/ утрачена. Что имеем - не храним.
   Давно нет Саввы Ивановича, не существует его гончарной мастерской, но прекрасные картины, созданные там, продолжают украшать улицы Москвы.
   Панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь", созданные в 1902 г., по рисункам Врубеля и Головина.

Помимо "Принцессы Грезы" гостиничные фасады украшают еще 23 панно.
   Керамический декор Ярославского вокзала, разработанный Ф.О. Шехтелем в 1903 г.

   Панно на доме в Лебяжьем переулке.

   Панно на доме на 4-й Тверской-Ямской улице .

   Панно на старообрядческом храме в Токмаковом пер.
                             
   Всевозможные панно сохранились еще на ряде общественных и культовых сооружениях города, а также на доходных домах и особняках - это керамический фриз фасада Третьяковской галереи, по рисункам В.М. Васнецова; это дом Саввинского подворья на Тверской ул.; это дом в Хлебном переулке №18\6; это доходный дом М. В. Сокол на ул. Кузнецкий мост, 3 и  на многих, многих других.

  Продолжение. Часть 26.

  Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: https://pastvu.com ; http://annales.info/rus/small/mamontov.htm ; http://otvet.mail.ru/question/15245652 : книга М. Копшицер "Савва Мамонтов"; http://lib.rus.ec/b/430338/read и др.
Tags: Белорусская, Бондаренко, Васнецовы, Врубель, Ленинградский, Мамонтовы, Плевако, Поленовы, Прогулки по Москве, Станиславский (Алексеев), Шаляпин, архитектура, деревянная Москва, завод, изразцы, майолика, музей, старая Москва, старые фото, уничтоженное, усадьба
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments