Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Categories:

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 26.

                                     Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 26.

  
Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25.

                                                                                  Четная сторона.

   В прошлой части я немного отклонилась от маршрута, теперь снова возвращаюсь на Ленинградский проспект. Сейчас дома №22 и №24 разделяет улица Правды, бывшая 2-я улица Ямского поля, она же Чоколов проезд. До революции улица не доходила до Петербургского шоссе и весь этот большой участок, на котором стоят эти дома принадлежал одному владельцу.
На фото 1999 г. в центре дом №22, слева дом №24, между ними улица Правды.

   В конце XIX века участок (1037\8) принадлежал купцу 1-й гильдии Логунову (Лагунову) Спиридону Егоровичу, владельцу кирпичного завода, расположенного рядом со станцией Царицыно,  основанного им в 1875 г.
   По справочнику "Вся Москва" за 1911 г. участком уже владеет Калиниченко (Колиниченко) Дмитрий Константинович, а перед революцией он переходит в руки Рябушинского Степана Павловича, владение было оформлено на его жену Анну Александровну, урожденную Прибылову. Теперь обо всем по порядку.
   Дом №22. Немногие москвичи знают, что здание это еще дореволюционной постройки. Дом этот  смотрится просто гигантом на Петербургском шоссе. Фото 1912 - 1917 г.
                                
   Доходный дом в стиле неоклассицизма был  возведен в 1911 - 1912 гг. по проекту архитектора Нилуса Богдана Михайловича.
   Фото 1953 - 1954 г.

    По воспоминаниям одного из жильцов дома, квартиры в нем были с огромными комнатами, он приводит пример, та в которой он жил, была около 45 метров и с высокими потолками, чуть ли не  пятиметровыми, в некоторых квартирах были балконы. Парадный вход был оформлен крыльцом с полукруглыми лестницами по бокам. Под крыльцом в середине между лестницами стояла садовая скамейка. На крыше здания был купол, что, видимо, было модно в то время, т.к. здесь на Петербургском шоссе было несколько таких домов, об одном таком здании я писала здесь, о других расскажу далее.
   На фото 1940 г. видно сразу два таких дома с куполом.

   Шестиэтажный дом, спроектированный Нилусом, был построен, когда владельцем участка был купец Калиниченко Д.К., торговец парфюмерией, через несколько лет он продает участок вместе с этим домом супругам Рябушинским - Степану Павловичу и Анне Александровне.
   Степан Павлович Рябушинский (1874-1942 гг.) - русский предприниматель, банкир, коллекционер, издатель журнала "Русская икона", почетный член Московского Археологического института, меценат, один из основателей завода АМО (ЗИЛ), лредседатель совета Остоженской старообрядческой общины, происходил из знаменитой династии купцов-старообрядцев Рябушинских.
                                                
   Многим москвичам и гостям столицы знаком его особняк, построенный архитектором О. Шехтелем, на М. Никитской ул. (сейчас здесь музей-квартира Максима Горького).

   А вот об этом участке на Петербургском шоссе знают немногие. В доходном доме на Петербургском шоссе Рябушинские  занимали одну из квартир.  В тех же воспоминаниям жителей дома читаем: "Одна наша соседка, въехавшая в эту квартиру в числе первых в 1920 или раньше, рассказывала, что в эта квартира в доме была хозяйской, а другие сдавались внаем. На тот момент они застали и некоторые вещи, оставшиеся от прежних хозяев... Среди таких вещей был мужской портрет, о котором говорили, что это портрет хозяина - Рябушинского. Стены некоторых комнат были обиты красивыми тканями, в других были обшиты деревянными панелями. Из этих тканей новые жильцы шили себе юбки, время то было голодное, народ нищий".
   После революции все квартиры в доме стали коммунальными, количество жителей в разы увеличилось.Постепенно здание стало видоизменяться - сначала исчез купол, потом парадное крыльцо.
   В конце 1970-х годов жильцов выселили, провели в доме реконструкцию, заселили уже конторами, а в начале двухтысячных годов удалили все балконы и здание теперь выглядит так.
                             
   Сейчас здесь располагается Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК).
   Ул. Правды, дом №1с1. Напротив доходного дома, на том же участке, сохранился до наших дней старинный особняк.
   На фото за особняком видно еще несколько небольших домиков,, вероятнее всего, это остатки дореволюционной старой дачной застройки.
                             
   Построен особняк был в 1898 г., когда владел участком купец Логунов, видимо, это был его загородный дом, в котором он жил сам или сдавал его в аренду.

   Позднее особняк неоднократно перестраивался, при чем сведения об архитекторах и годах его перестройки разнятся, поэтому приведу первоисточники.
   1. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 3(19). Статья Нащокиной М.В. отсюда. -  особняк "А.А.Рябушинской на С.-Петербургском шоссе (1915, арх. В.Д.Адамович при участии В.А. Страмковского".
   2. А вот в другой книге та же Нащокина указывает другого архитектора здесь.
   Нащокина М. Сто архитекторов московского модерна: Творческие портреты. М., 2000.С. 25, 19. - "1915-1916. Особняк-музей С.П.Рябушинского (А.А.Рябушинской). Адамович В.Д. совместно с арх. В.М.Маятом. М., ул. Ямского Поля, 1".

   На фото боковой фасад особняка, иногда пишут, что часть его была снесена или включена в объем соседнего дома, но это не соответствует действительности. Если заглянуть во двор, то сразу станет понятно, соседнее здание пристроено вплотную к особняку.

   Главный фасад дома был обращен к Петербургскому шоссе, а сам особняк стоял немного в глубине участка, также как и многие другие здания, например, сохранившийся до наших дней особняк Постниковых-Коншиных-Манташевых на противоположной стороне проспекта. А вот окна  изменены, это видно по ниже приведенному снимку 1932 г.

   Последняя дореволюционная перестройка особняка была произведена для купцов Рябушинских. Степан Павлович задумал открыть в нем музей Иконописи, он как и многие его братья был страстным коллекционером.
   Идея открыть музей пришла к нему, видимо, после успешно проведенной в Москве в 1913 году выставки древнерусских икон, приуроченной к 300-летию Дома Романовых. Одним из инициаторов ее открытия был Степан Павлович. Свою коллекцию он начал собирать еще в 1905 г. В этот год вышел правительственный указ, разрешающий возводить старообрядческие храмы, для их обустройства  на поиски икон Рябушинский С.П. посылал в самые глухие районы России скупщиков , нередко спасавших шедевры от гибели. Иконы он покупал большими партиями, сначала для старообрядческих храмов, но постепенно и сам увлекся собирательством. В своем доме на М.Никитской он устроил мастерскую по реставрации икон, где работал замечательный реставратор Тюлин А.В. К моменту открытия выставки коллекция Степана Павловича была одной из лучших в Москве, она включала десятки раритетов, в том числе такие как "Богоматерь Одигитрия Смоленская" (вторая половина XIII века), новгородские "Рождество Богоматери" и "Архангел Михаил" (XIV век).
   Кстати, автором выставочного плаката был В. Маят, один из авторов проекта перестройки особняка на Петербургском шоссе.
                                                      
    На выставке широкой публике было представлено множество отреставрированных икон XV–XVII вв., до сих пор не известных. Перед глазами зрителей предстали уже не мрачные темные доски, покрытые толстым слоем олифы, а прекрасные светоносные произведения, поражавшие не только богатством красок и красотой цветовых сочетаний, но и духовной глубиной образов.
    Выставка вызвала огромной интерес у публики, и он стал перестраивать этот особняк под музей. В 1914 г. в сборнике "Русская икона" появилось сообщение: "Прошлогодняя выставка древнерусского искусства в Деловом дворе дала сильный толчак для развития как частной, так и общественных собраний Москвы. Так известный собиратель С.П. Рябушинский организует музей Русской иконописи, в который войдут драгоценные иконы его собрания, известные по выставке в Деловом дворе, а также целый ряд новых икон, недавно им приобретенных".
   Но его планам не суждено было осуществиться, помешала Первая мировая война и Октябрьская революция.
   В 1917 г. Степан Павлович спешно вместе с семьей покинул Москву, оставив на произвол судьбы коллекцию икон. В Париже, где он обосновался, Степан Павлович продолжил изучение русской иконописи, там он опубликовал ряд статей, в т.ч. "Заметки о реставрации икон". В 1925 г. он вместе со своим братом Владимиром Павловичем и др. русскими художниками и меценатами, такими как Билибин И.Я., Муратов П.П., князья Трубецкой Г.Н. и Щербатов С.А., создал общество "Икона", которое занималось охраной и изучением русской иконы. Умер Степан Павлович в Милане в 1942 г., но его дело продолжал брат Владимир, который в течении 30-ти лет был председателем общества, вплоть до своей смерти в 1955 г.
   Ну а что то же с коллекцией икон? На этот вопрос отвечает Петров Ю.А в книге "Династия Рябушинских"  он пишет " Московский краевед А.П.Линьков в свое время любезно предоставил автору этих строк неизвестно каким путем попавшую к нему копию письма ВЧК в коллегию по охране памятников старины и искусства от 30 ноября в 1917 года. В документе говорилось,что "из дома С.П.Рябушинского по Петроградскому шоссе, д.34 (совр. адрес Ленинградский пр., д.22) вывезено 128 икон, 11 картин, паникадила, подсвечники, ящик с книгами и шитьем,ящик с фарфором и др.".
                             
   Дом этот, неподалеку от виллы брата Николая, Степан Петрович построил в 1914 году как доходный (здесь ошибка, дом построил Калиниченко, об этом я писала выше), а напротив возводился другой, предназначенный для Музея иконы, и в нем уже начала развертываться первая экспозиция. Но осенью 1917 года была свернута, все экспонаты перевезены в соседний дом, откуда и были изъяты чекистами в ноябре. По всей видимости, наиболее ценные произведения были укрыты на вилле "Черный лебедь", а остальная часть собрания оставлена в помещении на Петроградском шоссе. Здесь чекистами был произведен отбор, в результате которого были выделены, имеющие интерес, с их точки зрения,произведения, а "все остальные отданы обитателям дома и свалены в подвале, как не имеющие художественной ценности….". Теперь становится понятным о каких вещах вспоминала жительница дома (см. выше). Сейчас коллекция находится в собраниях Третьяковской галереи и Исторического музея.
   В советские годы в особняке располагался Дом культуры авиаработников им. Чкалова. Сохранилась фотография 1932 г., где вход в клуб выглядит совсем по другому.
                             
   В 1948 г здание было реконструировано, в нем появилось два зала: зрительный - на 500 мест и лекционный - на 100 мест. На фото 1952 г. видны внутренние интерьеры особняка после реконструкции.
                             
   В годы перестройки в особняке находились различные казино, среди них упоминаются такие как "Империал", "Мадам София", "Габриэлла " и  др. В то вмемя был изуродован боковой фасад со стороны ул. Правды.

   С 2012 г. здесь располагается китайский культурный центр. Особняк изнутри заново отреставрирован с максимальным сохранением деталей дореволюционного интерьера.
                             
   Во дворе дома №24, на участке Рябушинских сохранилось еще несколько старых интересных построек, но об этом в следующей части.

   Продолжение. Часть 27.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: http://sokolovs.narod.ru/pravda.htm ; http://ccc-moscow.narod.ru/index/0-2 ; http://www.artpanorama.su/index.php?category=article&show=subsection&id=202 ; http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/101-1-0-146 ; https://pastvu.com и др.
Tags: Белорусская, Билибин, Прогулки по Москве, Рябушинские, Трубецкие, архитектура, достопримечательности, доходный дом, музей, особняк, памятник, портрет, старая Москва, старые фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments