Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Categories:

Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 28.

                                       Ленинградский проспект. Прошлое и настоящее. Часть 28.

  
Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27.

                                                                                 Четная сторона.


   Вот такое здание, построенное в стиле постконструктивизма стояло, когда-то на Ленинградском проспекте, нет сам дом никуда не делся, только теперь его трудно узнать, но о нем позднее, а пока поговорим об этом участке и его владельце в прошлом.
Участок (уч.1036\9) , на котором стоит современный дом №26, принадлежал потомственному почетному гражданину,  астраханскому первогильдийскому купцу (впоследствии московскому),  члену Совета ЛИВЯ (Лазаревский институт восточных языков), крупному домовладельцу Джанумову Сергею Калустовичу (1827 - 1911 гг.), его отец Калуст Степанович вместе с братом имел Торговый дом "Бр. Джанумовы и К" (нефть, асфальт, бетон, кирпич, вост. товары). Джанумов имел в районе Петровского парка несколько участков, еще об одном его владение на Петербургском шоссе (1044\2), я писала здесь. Ему также принадлежал дом на углу Трубниковского  пер. и ул. Б. Молчановка, на месте его дома теперь стоит кинотеатр Октябрь. Вместе с Лианозовым был совладельцем гостиницы на Москворецкой набережной. Являлся также хозяином двух типографий.
    В статьье здесь, посвященной велосипедному спорту, говорится "9 мая 1888 года министр внутренних дел утвердил устав Московского клуба велосипедистов (МКВ). К концу года клуб насчитывал уже 48 действительных членов. Члены клуба носили серебряный значок с эмблемой МКВ. "Гнездом" - именно так пресса именовала резиденцию клуба — на протяжении всего времени его существования была дача Джанумова в Петровском парке". В каком из владений Сергея Калустовича располагался клуб велосипедистов неизвестно. К сожалению, фотографий с его дачей мне найти не удалось. Умер Джанумов в 1911 году, похоронен на Армянском кладбище в Москве. Могила не сохранилась.
   После его смерти участком владеет некая Мирзоева Е.С. На первой фотографии справа запечатлен одноэтажный домик дореволюционной постройки, когда, кем и при ком из владельцев он был построен тоже неизвестно, может быть, именно, в нем находился велосипедный клуб?
   В советские годы в этом особнячке располагались детские ясли.

    Теперь поговорим о конструктивистском доме слева.
    Дом №26к1. Семиэтажное кирпичное здание построено в 1927 - 1928-х годах по индивидуальному проекту архитектора А.Фуфаева, Это дом "Дукстроя" - с коридорной планировкой и малометражными квартирами, предназначался для работников расположенного неподалеку завода. В плане здание представляет собой букву "П", а выходившие на проспекты торцы его боковых корпусов были завершены врезанными в углы балконами.

    Внутри двора, сохранились части старых фасадов с типичными для конца 20-х годов балконами с оградой из металлических труб. Фото 1930 - 1934 гг.

    В 1954 году дом был реконструирован (архитекторы Л.Б.Карлик, В.В.Степанов, Е.В.Овакимова), а эффектные торцы закрыты пристроенными корпусами вдоль проспекта.
   Вот так они выглядят сейчас.

  Увидеть некоторые первоначальные элементы здания можно со стороны двора.

   Если со стороны проспекта дом подкрасили, то со стороны двора он выглядит не лучшим образом.
                                        
   В глубине двора располагается такой же корпус №2.

Он, в отличии от корпуса №1 сохранил оригинальные детали. в т. ч. угловые балконы на торцевой части, приподнятые в виде башни.
                                         
    Одно время в этом доме жила поэтесса, писательница, переводчица Белла Ахмадулина.
                                                                          
    Архитектор А.Фуфаев придумал выполнить ограду кооперативного дома "Дукстроя" с навершием звеньев в виде буквы "Ф". Эта ограда получила дальнейшее распространение в Москве, среди современных архитекторов и кузнецов.

   Правда, сам дом "Дукстроя" потерял эту ограду, но она сохранилась у дома №28, о котором пойдет рассказ дальше.
   Участок (1035\10), на котором стоит современный дом №28 с конца 19 века и до революции принадлежал семье архитектора Эрихсона А.Э. Владелицей участка была потомственная почетная гражданка Альбина Романовна Эрихсон, кем она доводилась Адольфу Эрнестовичу точно сказать не могу. После ее смерти владельцем участка становится Эрихсон А.Э.,  в 1911 г. по стравочнику "Вся Москва" на участке стоит два дома №38 и №40, в первом живет сам архитектор, а во втором его брат Павел Эрнестович (третий брат Роберт жил отдельно).
    Эрихсон Адольф Эрнестович (1862 - после 1917? гг.) - русский архитектор, происходил из семьи обрусевших шведов, учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ),  закончил его в 1883 году со званием классного художника архитектуры. затем был отправлен пенсионером за границу.
                                                                            
Вернувшись через несколько лет в Москву, Адольф Эрихсон служит архитектором в Московской казенной палате, вступает в Московское архитектурное общество. По его проектам построено множество зданий в Москве, таких как особняк князя А. Б. Голицына на Поварской улице; фабрика фармацевтической фирмы В. К. Феррейна в Кривоколенном переулке; доходный дом и аптека магистра фармации В. К. Феррейна на Никольской улице; музей П. И. Щукина на Малой Грузинской улице, 15; особняк на Спиридоновке; торговый дом И. В. Юнкера на Кузнецком мосту; типография И. Д. Сытина "Русское слово" (совместно с инженером В. Г. Шуховым) на Пятницкой улице; издательство И. Д. Сытина "Русское слово" на Тверской и множество других. Творческий путь архитектора традиционно для своего времени проходил от эклектики к модерну, а затем к неоклассицизму. К счастью для нас многие из его построек сохранились и дожили до наших дней.
   Несколько зданий Эрихсон построил и на Петербургском шоссе (теперь Ленинградском пр.), об одном из них, особняке Постникова-Коншиных-Манташева, я уже писала здесь,

о других расскажу в следующих постах.
   Теперь об этом участке (1035\10). В перечне построек Эрихсона, приведенной в книге Нащокиной М. В. "Архитекторы московского модерна. Творческие портреты" указываются перестройка во владении А. Р. Эрихсона (1879 -1896 гг.) и особняк А. Р. Эрихсона (1898, Москва) - не сохранились.
   О жизни архитектора написано довольно мало, поэтому порывшись в различных справочниках, книгах и интернете удалось узнать следующее. Первоначально мастерская Эрихсона находилась на углу Поварской ул. и Б. Ржевского пер. (а не Борисоглебского, как пишут многие в интернете). Владение это было записано, видимо, на жену Эрихсона - Софью Максимовну, в справочнике "Вся Москва" за 1913 г. Адольф Эрнестович значится как ттс (титулярный советник), а женой ттс значится Софья Максимовна. Надо отметить, что С.М. в этом же справочнике упоминается дважды, первый раз как владелица дома на Поварской, а второй раз она и их сын Евгений упоминаются проживающими по адресу Петербургское шоссе, д.18, а сам Адольф Эрнестович напомню проживает по адресу; Петербургское ш., д.38. Возможно это опечатка, но она встречается дважды и у матери и у сына.
   Участок (114\105) на Поварской принадлежал Софье Максимовне до 1917 г. Сами строения не сохранились, а вот по старым фотографиям можно судить, как они выглядели.
  Поварская ул, д.17 (на фото крайний правый дом перед троллейбусом). Фото 1957 - 1959 гг.

   Сюда, на Петербургское шоссе, Эрихсон переводит свою мастерскую, произошло это  в конце XIX века, когда он и осуществлял здесь перестройки, указанные в перечне Нащокиной. Жил ли он здесь с женой или был с ней в разводе установить не удалось. По справочникам "Вся Москва" за разные годы, как я уже писала выше, у них указаны разные адреса, у нее адрес Поварская 17, у него по Петербургскому шоссе 38, но возможно, это просто обозначение собственности. В браке Эрихсоны имели двоих детей Евгения и Николая, они были русскими морскими офицерами, участвовали в Первой мировой, потом вое­вали в белой армии, а затем эмигрировали.
   Судьба самого архитектора после революции неизвестна. Как всегда, о замечательном творце, украсившим наш город чудесными постройками, мы так мало знаем.
   К сожалению, не сохранились не только здания на этом участке, но нет и их фотографий, чтобы представить как они выглядели.
   Дом № 28. Здание выстроено на месте  бывшего участка архитектора Эрихсона. Непростая история у этого дома. Строить его начали в 1932 г. по проекту архитектора Жукова А.Ф.

   Дом, предназначался для сотрудников Коммунистической Академии. Начали строить здание, однако вскоре проект был признан неудовлетворительным из-за его фасадов, где мощные горизонтальные членения нижней части явно противоречили подчеркнутым вертикалям верха.
   Проект переделали архитекторы Розенфельд З.М. и Шлезингер, но и этот проект был отклонен.

   В итоге достроили здание лишь в 1937 году в соответствии с третьим вариантом, подготовленным тем же Розенфельдом. В это время здание принадлежало уже кооперативу "Научные работники".

   П-образно расположенные корпуса образуют двор, "открытый" к проспекту. В  этом доме  деревянные не только все перекрытия, но и стены в квартирах деревянные, отштукатуренные. По рассказам местных жителей во время войны в подвалах дома прятались люди, чьи дома пострадали от бомбежек, сам дом тоже пострадал, частично был разрушен 1-й подъезд. В начале войны еще одна бомба взорвалась недалеко от этого места, в сквере напротив особняка Постникова-Коншина-Манташева (совр.д.21). После войны восстановили первый подъезд, а  для беженцев, прятавшихся в доме, сделали надстройку в два этажа. Вот эта надстройка видна на фото.
                                     
   Ряд арок в первом этаже смотрящих друг на друга корпусов образуют проход для пешеходов.

    Опоры балконов первого этажа.
                                    
   Линия, проходящая посередине балконов - это есть бывшая граница дома до надстройки.

   Окошко в арке дома.
                                   
  А рядом с аркой висит вот такой замечательный фонарь.
                                   
   С 1937 г. по 1948 г. в этом дом жил Степан Петрович Щипачев - советский поэт. лауреат государственный премий СССР, о чем сообщает мемориальная доска, установленная на доме.
                                                                             
   Жила в этом доме и любимая многими актриса театра и кино - Рина Зеленая, одна из самых ее запоминающихся ролей - роль няни в фильме "Подкидыш", где она являлась еще соавтором сценария. Люди моего поколения помнят ее замечательные выступления на эстраде, где она блистательно выступала, имитируя детскую речь.
                                                
    В настоящее время Дом Комакадемии заявлен на получение охранного статуса.
                                                
   Продолжение. Часть 29.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: http://letsbikeit.ru/2013/06/velosiped-v-moskve-za-150-let/ ; энциклопедия фонда «Хайазг»; http://krasnaya-moskva.ru/leningr-belorus.html ; http://krasnaya-moskva.ru/leningr-belorus.html ; https://pastvu.com
Tags: Белорусская, Динамо, Ленинградский, Прогулки по Москве, Эрихсон, архитектура, достопримечательности, конструктивизм, памятник, портрет, старая Москва, старые фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments