Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Category:

Ленинградский проспект. Стадион Динамо до войны в во время нее. Часть 32.

                Ленинградский проспект. Стадион Динамо до войны и во время нее. Часть 32.

  
Нечетная сторона. Часть 1 - Часть 19.
    Четная сторона.  Часть 20. Часть 21. Часть 22. Часть 23. Часть 24. Часть 25. Часть 26. Часть 27. Часть 28. Часть 29. Часть 30. Часть 31.

                                                                                              Четная сторона.
    На следующем отрезке  Ленинградского проспекта от ул.Новая Башиловка до Театральной аллеи в самом центре Петровского парка до недавнего времени находился стадион "Динамо", и хотя сейчас здесь идет большая стройка, прежнего стадиона, так любимого не одним поколением москвичей, больше нет. Вот о том как он здесь возник и  о его довоенной истории и пойдет речь в этой части. Фото 1932 г.
Спортивное общество "Динамо", было создано в апреле 1923 г., еще до того, как оно заимело свой стадион, в короткий срок оно стало одним из самых популярных в стране благодаря своим достижениям. Его лозунг "Сила в движении" стал притягательным для многих москвичей.
    Первый стадион "Динамо" находился в Орлово-Давыдовском переулке на пустыре рядом с больницей святой Ольги, но он был маленьким, спортсмены и болельщики мечтали о новом стадионе. После долгих споров и обсуждений местом нового стадиона был выбран Петровский парк (его истории будет посвящен ряд отдельных статей, они пока не написаны, когда будут готовы, дам ссылку на них). Идея это возникла не на пустом месте, до революции в парке была небольшая спортивная площадка клуба "Санитас", забором для которой служили вековые деревья. В нем процветал гиревой спорт.
   Первоначально строительство нового стадиона велось только силами общества "Динамо", это стало возможно благодаря успешной деятельности его коммерческого отдела. В 1927 г. было принято решение сделать стройку государственной и приурочить открытие стадиона к проведению Всесоюзной Спартакиады в 1928 г., кроме того эта дата совпадала и с 5-ти летним юбилеем самого общества "Динамо". Фото 1933 г.

   Спортивный комплекс был построен в 1928 г. по проекту архитекторов Чериковера Л. 3. и Лангмана А.Я. В центре бетонного сооружения находилось превосходное футбольное поле, окруженное гаревой дорожкой и вело- мототреком, правда он был достроен только у 1929 г. Его бетонные трибуны были выполнены в виде подковы, они поднялись на высоту 4-этажного дома и были рассчитаны на 35 тысяч зрителей. Под трибунами находились раздевалки и душевые для спортсменов. Вид первоначальной арены. Фото 1928 г.

   Стадион занял 22 га территории парка. Здесь также были сооружены небольшие спортивные площадки и корты. Обратите внимание, как выглядела в то время местность вокруг него. Фото 1928 г.
                                       
   Рядом со стадионом располагалась парковая зона. Фото 1928 - 1930 гг.

   Вид из парковой зоны на Южную трибуну. Фото 1928 г.

   Во Всесоюзной Спартакиаде приняли участие свыше семи тысяч спортсменов, среди них более шестисот приехало из-за рубежа.
   17 августа того же года был проведен первый официальный матч на стадионе "Динамо". В рамках футбольного турнира Всесоюзной спартакиады встретились в тот день сборная Белоруссии и сборная рабочих клубов Швейцарии. Этот матч принято считать днем официального открытия стадиона.
   Парад спортсменов, происходивший на стадионе в 1929 г.

   Уже к середине 1930 годов потребовалась первая реконструкция стадиона. Во-первых выяснилось, что вело- мототрек мешал проведению остальных соревнований, а для проведения велосипедных и мотоциклетных гонок у него был недостаточным угол наклона и невозможно было достичь высокой скорости разгона на этом треке. Во-вторых популярность стадиона с каждым годом росла, и в дни проведения на нем значительных футбольных и легкоатлетических матчей на самом треке приходилось устанавливать дополнительно скамейки для зрителей. Фото  1930 - 1934 г.

   В итоге этой реконструкции стадион приобрел , знакомый уже мне, вид овала. Подкову замкнули,  поле углубили, вело- мототрек убрали. Трибуны стали вмещать более 54 тыс. зрителей. Фото 1936 - 1940 г.

   Были сооружены также баскетбольные и городошные площадки, семь летних теннисных кортов, несколько спортивных залов. На месте, где до революции была маленькая неблагоустроенная спортплощадка клуба "Санитас", к этому времени было закончено строительство малого стадиона с трибунами на 10 тысяч мест, построен крупнейший в Москве зимний теннисный корт. Заново благоустроили парковую зону. Вид на зимний корт. Фото 1938 г.

   Парк и спортивное здание созданы по проекту архитектора Шервинского Е.В., мастера садово-паркового искусства. Предыдущее и два следующих фото самого архитектора, сделанные в 1938 г.
   Перед входом на корт.

   Партер у легкоатлетических трибун им. В. Р. Менжинского.

   Скульптура на аллее фонтанов стадиона. Фото 1930 - 1940 г.

   Аллея фонтанов. Фото 1930 - 1940 г.

   Это аллея, в реконструированном виде, сохранялась вплоть до закрытия стадиона, в следующей части я покажу как выглядят эти фонтаны в наши дни.
   В результате довоенной реконструкции около двух тысяч спортсменов одновременно могли заниматься в залах и на площадках спортивного комплекса, а парковая зона стала любимым местом москвичей. К этому времени общая площадь спортивного комплекса увеличилась с 22 до 36 гектаров.
   В 1930-х годах начала строиться вторая очередь метро, Горьковско-Замоскворецкой линии. Одну из станций решено было открыть рядом со стадионом, т.к. во время футбольных матчей и спортивных соревнований сюда устремлялся большой поток болельщиков и спортсменов. Правда по первоначальному проекту станция метро должна была находиться в некотором отдалении от стадиона, но от этой идеи впоследствии отказались.
   Первоначальный проект вестибюля метро  Лихтенберга Я.Г. и  Ревковского Ю. А. выглядел так.

   Однако он не был осуществлен. В итоге они остались только архитекторами самой станции, открытой в сентябре 1938 г., причем проект станции им пришлось несколько раз переделывать, пока не был утвержден тот вариант, который мы видим сегодня.Фото 1938 - 1948 гг.

   Перонный зал станции украшают фарфоровые барельефы с изображением спортсменов.
                                          
   Архитектором наземного вестибюля станция метро "Динамо" стал Чечулин Д.Н. Фото 1938 г.

    Возвышающаяся часть вестибюля на углах украшена также барельефами на спортивную тему. Автор этих и фарфоровых барельефов в перонном зале - скульптор Е. Янсон-Манизер. Вид вестибюля со стороны Ленинградского проспекта. Фото 1938 - 1939 гг.

   Вернемся на стадион. В годы войны было не до спорта. Многие спортсмены ушли на фронт. В 1941 г. здесь формировались особые отряды знаменитого ОМСБОНа (отдельной мотострелковой бригады особого назначения), которые затем засылались в тыл врага, а сам стадион превратился в центр подготовки молодых бойцов к боям, в военный учебный лагерь.
   После долгого перерыва в 1944 г. здесь состоялся футбольный матч между командами  "Динамо" и "Торпедо", где со счетом 3:2 выиграли хозяева. С этого момента на стадион вновь вернулся спорт.

  Продолжение. Часть 33.

   Другие достопримечательности. Оглавление.

   Использованы материалы: http://fcdynamo.ru/history/stadium/ ; https://pastvu.com/ ; http://krasnaya-moskva.ru/leningr-dinamo.html ; Википедия и др.
Tags: Динамо, Ленинградский, Прогулки по Москве, архитектура, метро, памятник, панорама, парк, скульптура, стадион, старая Москва, старые фото, уничтоженное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments