Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Category:

Село Всехсвятское и его постройки. Часть 21. Вокруг м. Аэропорт.

        Село Всехсвятское и его постройки. Часть 21. Вокруг м. Аэропорт.

    Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10. Часть 11. Часть 12. Часть 13. Часть 14. Часть 15. Часть 16. Часть 17. Часть 18. Часть 19. Часть 20.



                                                                           Улица Викторенко (окончание).
    Далее, мы сначала пройдем в конец ул. Викторенко и посмотрим какое замечательное здание находилось недалеко от нее 100 лет назад, а по дороге посмотрим еще несколько построек более позднего времени.
Дом №11 стоит на этой же стороне улицы, на краю Ходынского поля, на территории, пренадлежащей комппании "Авиатехснаб", здесь сохранилось несколько строений 1933 - 1935 гг. (корпус 1, 3, 5, 21, 23, 24). Дом 11с24.
                                    Улица Викторенко.
   Вскоре все они будут снесены, т.к. участок будет продан (или уже продан) под новое строительство. Желательно, чтобы "Архнадзор" или другие заинтересованные организации добились разрешения сфотографировать здания до сноса, как пример промышленной архитектуры Москвы 1930-х годов. Сейчас, к сожалению, сфотографировать можно только один из корпусов,  и то  из-за забора. Тот же корпус.

    Дом №16 (несколько корпусов) - бывшая территория завода сантехоборудования, где и работал герой Советского Союза  - Викторенко, в честь которого и названа улица. Теперь здесь идет строительство жилого комплекса, но в данном случае, корпуса завода не сносятся, а реконструируются. И хотя, я не пишу о современных постройках, здесь не удержусь и покажу несколько картинок этого комплекса, кому неинтересно, может это пропустить.
Дом №16, на котором в 1976 г. была установлена мемориальная доска герою Советского Союза Викторенко, надеюсь после окончания строительства ее востановят.
                                    Улица Викторенко.
    Слева дом №11б по пр. Аэропорта, целая группа таких пятиэтажек была построена в 1959 г. на месте деревянных бараков, справа - здания реконструированного завода, на 2-м плане дом 1956 г. постройки, крайнее здание справа 1969 г.

    Вот так оно выглядит сейчас.

  А будет так.

    Если пройти от угла этого здания вправо метров 100, то  в 1964 г. это место выглядело так.
Вот за этими гаражами 100 лет назад здесь на окраине Малой Всехсвятской рощи, где вечернею зарёю струится сосновый здоровый запах хвойных деревьев и сладкие трели соловья, стояло вот такое деревянное чудо. Это летний офицерский клуб Московского гарнизона "Кукушка". По воспоминаниям офицеров-старожилов на этом месте росло высокое дерево, в ветвях которого каждый год вела себе гнездо кукушка (но как известно, кукушки гнезда не вьют, за редким исключением, возможно, ей просто полюбилось это место); дерево это было срублено, но кукушка долгое время летала сюда и куковала. Вот отсюда клуб и получил свое название. Фото 1917 г.

    Основан он ок. 1891 года по инициативе великого князя Сергея Александровича. По проекту архитектора  Попова Александра Петровича построили два здания клуб и флигель с библиотекой и квартирами для истопника и сторожа. Средства собрали сами офицеры, и дал еще деньги владелец "Яра" Судаков. Книги подарил один из Шаховских, рояль - кн. Оболенские, меблировку - семья бывшего генерал-губернатора Долгорукова.
    Клуб был создан для большего общения офицеров и их семей между собой, здесь они музицировали, давали спектакли и балы, играли в разные игры, а рядом в роще устраивали пикники.
   Именно, на этом месте клуб возник не случайно, ведь рядом с ним, начиная еще с XIX века, находились летние военные лагеря. Судя по плану окрестностей Ходынского поля 1916 г.  клуб находился там, где надпись офицерское собрание.

    До какого точно времени простояло здание клуба неизвестно, но в отчете Краснопресненского совета за 1927 г. сказано, что отремонтирован лагерный гарнизонный клуб "Кукушка".
   Возвращаемся к назад, напротив ГосНИИАСа, о котором я писала в прошлой части, располагается комплекс зданий под №10. Это 1-й оперативный полк (конная полиция), который в июле 1915 г. отпразновал свое 284-летие.

    Появился он здесь не случайно. Еще в 1860-е годы Всехсвятское становится волостным центром, здесь обосновался и Третий стан Московского уезда, при котором имелся отряд конной стражи. В одном из справочников за 1912 г. упоминается, что к этому времени в селе находилось волостное правление, квартира станового пристава и 2-х урядников, а также казарма полицейской стражи.

    После революции, в 1918 г., в Москве было создано кавалерийское подразделение, которое долгое время являлось резервом милиции. Вместе с тем его широко использовали в патрулировании и борьбе с бандитизмом.
    В настоящее время роль конного подразделения в основном используются в лесопарковой зоне города. Достаточно часто привлекают всадников и при охране порядка при проведении культурных и спортивно-массовых мероприятий. Чаще всего с ними приходится сталкиваться футбольным болельщикам. За многие годы в столице при участии конных нарядов не было допущено ни одного случая давки людей.
   Конная милиция у стадиона "Динамо".

      Всего в Москве 8 подразделений конной полиции. Работа в таком подразделении специфична и требует не только навыков кавалерийской езды, но и любви к животным. Здесь утверждают, что лошади, как и люди, имеют характер. И очень важно совместить этот характер с характером наездника. Например, если всадник флегматичный, то лошадь ему подбирается резвая, и наоборот. Молодые люди, девушки и юноши, пришедшие на службу в конную полицию, помимо первоначальной подготовки в учебном Центре ГУВД, проходят специальный трехмесячный курс кавалерийской подготовки и знания кавалерии. Тех, кто по окончанию курсов не выдержал экзаменов, отправляют в пешее подразделение милиции.
                                    Улица Викторенко Вокруг метро Аэропорт.
     Здания, расположенные на ул. Викторенко, были построены по одной версии в 1947 г., по другой в 1951 г. Иногда пишут, что это д\р здания, но по немецкой аэрофотосъемке 1942 г. это не подтверждается, вероятнее всего, они были возведены на месте старых зданий конной стражи села Всехсвятского. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что здесь как реликвии сохранили около 150 настоящих шашек. Их используют при церемонии посвящения сотрудников полиции в кавалеристы.

     Еще, мне кажется, что красивая лестница, украшающая главный корпус, творение последнего десятилетия. Когда я работала во ВНИИНМАШ. напротив, ее не было. Напишите, кто помнит, ошибаюсь ли я.

    Сейчас корпуса размещается на площади около полутора гектаров, на территории имеются три конюшни, кузница, шорная мастерская, ветеринарный лазарет (травматизм, боли в суставах, - именно этим недугам чаще всего подвержены кони) и крытый манеж для проведения занятий и подготовки лошадей.

   В матеже кавалеристы демонстрируют настоящее шоу, приемы, которыми владели казаки, например, рубку лозы, стандартные построения, блокировку улиц и нейтрализацию драки большой группы людей.

    Самое удивительное, что кавалеристы при этом ни на секунду не спешиваются. Группу дерущихся всадники с помощью непрерывного движения “каруселью” выводят на пеший наряд полиции и как бы передают хулиганов с рук на руки.

   К коням здесь тоже особые требования. Рост — не ниже 165 сантиметров и не выше 175. Иначе животному тяжело переносить городские нагрузки. Для конной полиции животные приобретаются в 3-4-летнем возрасте на конных заводах Ростова, Тамбова, Пензы,Твери и др.

   На подкотовку к службе коня готовят по специальной программе, с учетом его физиологических особенностей, на это уходит год-полтора. Самое главное - научить животное правильно вести себя в толпе людей, приучить к городским условиям, к шумовому и световому воздействию, к противогазу. Также тренируют выполнять строевые приемы и преодолевать препятствия и преграды.

   И только после того, как специальная комиссия признает коня пригодным для несения службы, его выпускают в город. Если посчитают, что рано, обучение продолжится.

   С 1997 г. численность сотрудников этого отделения состовляет до 400 всадников и около 300 лошадей. Кстати, работают животные в среднем до 18 лет.
   В этом подразделении есть одна интересная традиция, когда кто-либо из сотрудников женится или выходит замуж, принято запрягать фаэтон.
                                              Улица Викторенко. Вокруг м. Аэропорт.
   Современный дом №4 стоит на месте трех четырехэтажных жилых домов, построенных в 1930-х годах для работников протезного института. Один из них называли домом учителей, его видно на этом фото 1957 г., он стоит за домом с колоннами, о котором речь пойдет в следующей части.


    Продолжение. Часть 22.

    Другие достопримечательности. Оглавление.

    Использованы материалы: https://pastvu.com/p/15154 ; http://sao.mos.ru/presscenter/news/detail/671218.html?special=Y ;   http://clow.ru/a-moscow/1/12/mosmil3_5_8.html ;
Tags: Аэропорт, Всехсвятское, Попов Александр Петрович, Прогулки по Москве, архитектура, дореволюционные фото, достопримечательности, промышленная архитектура, старая Москва, старые фото
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments