?

Log in

No account? Create an account
Мои последние записи Записи моих друзей и новости Календарь моих записей Мой профиль К СТАРЫМ ЗАПИСЯМ К СТАРЫМ ЗАПИСЯМ К новым записям К новым записям
Прогулки по Москве.
люди. природа. архитектура. история
stapelia2784
stapelia2784
ВДНХ от 1939 г. до наших дней. Часть 24.
                           ВДНХ от 1939 г. до наших дней. Часть 24.
   
Часть 1 - 23 - Северная часть ВДНХ
(см. оглавление здесь).

    Где-то еще в начале 1960-х годов от Сокола ходил автобус №83 до ВДНХ. Он подъезжал почти к Главному входу и мы с бабушкой часто на нем ездили на выставку. Вот и мы с Вами от этой остановки автобуса отправимся гулять по Центральной части ВДНХ.
    В этой части будут представлены как фотографии современные, так и старые. На последних выставка такая, как я ее запомнила в годы своего детства и отрочества.
    Главный вход ВСХВ. Фото 1958 г.

Центральная часть ВДНХ хорошо известна не только москвичам, но и гостям столицы, поэтому писать подробно о ней не имеет смысла. Буду приводить только краткие сведения о постройках, сохранившихся в этой части и более подробные об утраченных павильонах, в основном предлагаю просто погулять по выставке и посмотреть как она видоизменялась в разные годы и как меняется сегодня, т.к. и сейчас здесь проходит маштабная реконструкция.
    В прежние времена уже перед гланым входом из громкоговорителей призывали посетить то или иное мероприятие, посетить тот или иной павильон, тут же продавали билеты в Зеленый театр, торговали мороженым с лотков и т. д. Иногда тут начинались автопробеги ретро автомобилей, впрочем, эта традиция сохранилась и до наших дней.
        Кроме того по бокам от арки главного входа были вывешены различные плакаты, сообщающие о мероприятиях, которые можно посетить.
    У Главного входа ВДНХ. Фото 1965 г.
                    
    А иногда, в отдельных случаях, особо была украшена и площадь перед главным входом, вот так она выглядела  во вреия Фестиваля молодежи и студентов в 1957 г.
    Главный вход ВСХВ. Фото 1957 г.

    К открытию выставки в 1954 г. к прежней территории ВСХВ добавили еще один достаточно большой участок. Вот на нем-то и построили этот новый главный вход в виде величественной арки по проекту архитектора Иннокентия Мельчакова.
    Она была возвелена в стиле классического наследия Древней Греции и Древнего Рима с отходящими от нее полукружиями, в которых размещались служебные помещения и кассы. С давних пор Триумфальная арка - символ победы, в данном случае она символ победы советского народа в ВОВ.

    Монументальность и богатое архитектурно-декоративное оформление входа полностью соответствовали масштабам выставочного ансамбля. Сама арка состояла из шести пар колонн, завершённых антаблементом. Верх ее венчала скульптура "Тракторист и колхозница", над созданием которой трудился целый творческий коллектив под руководством С.М. Орлова, он хорошо известен своим памятником Юрию Долгорукому на Тверской улице. Довоенный аналог этой скульптуры прежде стоял на на башне Конституции (об этом в след. постах).
    Проемы в арке открывали перспективу на Центральную аллею, перспективу которой завершал павильон №1.
                     
    В разные годы своего существования вход на выставку был то платным, то бесплатным, но вход во все павильоны раньше был бесплатным, за исключением каких-то выставок, проходящих в них.
    Войдя в ворота посетитель выставки мог выбрать несколько путей ее посещения. Например, еще несколько лет назад слева от арки находилось экскурсионное бюро, где можно было заказать экскурсию по выставке. Перед его входом стояла вот такая скамейка, одна из двух, сохранивщихся с открытия выставки 1939 г. Вторая стояла в самом экскурсионном бюро.

    Можно было также осматривать выставку и самостоятельно пешком или прокатиться по ней на троллейбусе. Он ходил с 1954 г. и то ли до середины, то ли до конца 1960 годов, сведения разнятся.
Маршрут его был подковообразным с разворотными петлями слева и справа от нынешнего главного входа, путь его пролегал по окраинам выставки.
   Троллейбус на ВДНХ. Маршрут В - выставочный. Фото 1959 г.

    Чуть позже, в каком точно году не знаю, тут появились автопоезда РАФ. но мы всегда их называли "трамвайчики". Чтобы на них покататься, надо было остоять в очереди, особенно много народу было в выходные дни, поэтому мы предпочитали возвращаться на них из дальних уголков ВДНХ к Главному входу. В троллейбусе и автопоезде проезд был платный - 1 рубль и соответственно 10 копеек (послереформенных). Правда, после появления "трамвайчиков", спрос на троллейбус упал и через некоторое время маршрут закрыли.
    На экскурсию по выставке. Фото 1963 г.

    Трамвайчик ходил по кругу и объезжал всю территорию по окраинам против часовой стрелки: от Центрального входа к зоофермам, вокруг прудов с "Золотым колосом" и т.д., но потом, кажется, его маршрут сократили и он стал ходить только до павильона "Космос".
     Судя по старым фотографиям на выставки был еще один вид транспорта -такси. Вот они перед автопоездами.
    У главного входа на ВДНХ. Фото 1960 - 1965 гг.

    Лично я такси-мотороллер не помню, но старожилы вспоминают, что "Началось такое катание в конце 1950-х годов. Проехаться от главного входа до "Дегустационного зала" (стыдливое название коктейль-холла или ёрш-избы) на берегу дальнего пруда (чуть больше двух километров) стоило 10 руб с носа - соизмеримо с самым дешёвым коктейлем". Пишут также, что "Таксистами работали в основном студенты" и что "существовал тариф - поездка по территории 50 коп, до метро - 1 руб.", но на практике чаще цена была договорная.
     Такси - мотороллер на ВДНХ. Фото 1961 - 1962 гг.   
                            
    Поговорив о транспорте, мы с Вами все же отправимся в путь пешком. Перед дальней дорогой попьем газированной водички с сиропом, а может даже и с двойным. Первоначально ее продавали с сатураторных тележек. Фото здесь, т.к. автор строго запретил использовать его в других местах.
   Позднее на ВДНХ установили первые автоматы с газировкой. До реформы надо было опустить 2 монеты по 15 коп., после 1961 г. - с сиропом - 3 коп, без сиропа -1 коп, в сатураторе на улице - 4 коп.
    Первые автоматы газировки на ВДНХ (ВСХВ). Фото 1957 - 1958 гг.

      Газировка за 1 коп. Фото 1960 - 1970 гг.
                                  
    Теперь, попив газировки, отправляемся в путешествие.
    ВСХВ. Добро пожаловать на выставку достижений. Фото 1954 - 1957 гг.

    Слева и справа от Центральной аллеи стоят ряды фонтанов, между которыми в былые времена было высажено множество кустов различных сортов роз с чудесным ароматом. В шестидесятые годы прошлого века на ВДНХ стояло несколько палаток, где продавали только что срезанные розы очень дешево, и кто жил поблизости, например, как сестра моей бабушки, даже специально за ними призжал.
    ВДНХ СССР. Фонтаны и Центральный павильон. фото 1975 - 1976 гг.

    По обеим сторонам от фонтатов до сегоднешнего дня сохранились фонари 1954 г.
                     
    По дороге встречаем вот такую лошадку.
                     
    Далее в конце этой аллеи стоит павильон №1 - "Центральный". Перед входом в него установлен памятник В.И. Ленину. Архитектор - Р.Р. Гаспарян, скульптор - П.П. Яцыно.

    Первоначально скульптура В.И. Ленина находилась на постаменте слева от входа в павильон, а   справа симметрично размещалась скульптура И.В. Сталина работы А.П. Кибальникова. На XXII съезде КПСС 1961 г. было решено демонтировать все монументы "отца народов", поэтому скульптуру Ленина В.И. решили переместить внутрь экспозиции Центрального павильона, в которой он находился вплоть до 1967 года.
    Бронзовый И.Сталин у Центрального павильона ВДНХ. Фото 1961 г.
                                    
    Павильон №1 - "Центральный". До 1963 г. - Главный павильон., построен в 1951 - 1954 г., архитекторы - Ю.В. Щуко (сын В.А. Щуко - академика архитектуры) и Е.А. Столяров.
    Архитектура павильона отсылает к лучшим примерам русской классической архитектуры. Его уступчатая высотная композиция завершена шпилем со звездой. Общая его высота со шпилем достигает 97 метров.
                     
    Здание отдаленно напоминает знаменитые сталинские высотки: такой же остроконечный шпиль, также расположены скульптуры, изображающие советских граждан разных профессий и обязательный герб СССР.

    Но больше всего он перекликается с силуэтом башни петербургского Адмиралтейства. Подробнее о павильоне можно прочитать здесь. Там много информации не только о его архитектуре, но и о его внутреннем убранстве и его экспонатах.
                     
    Вот еще фотография мне очень нравится. На ней кстати, скульптура Ленина стоит еще на своем первоначальном месте.
    ВСХВ. У Центрального павильона. Фото 1958 г.

   Напоследок упомяну еще о некоторых деталях, о которых мало известно. По бокам павильона можно увидеть вот такие огромные шишки, мало кто знает, что это не просто декоративные украшения, а вытяжки. Павильон строился после ВОВ и тогда во многих новых домах в подвале строили бомбоубежища, в т.ч. такое бомбоубежище есть и под этим зданием. На некоторых экскурсиях туда пускают, правда, там нет ничего особенно интересного.
                     
    И последнее, что стоит написать об этом павильоне, до недавнего времени в нем находился музей известной телепередачи "Капитал-шоу Поле чудес", коллекцию которого составляют подарки от участников шоу, вручаемые на протяжении многих лет ее ведущему Леониду Якубовичу.
Сохранится ли музей здесь после реконструкции и реставрации павильона, которая сейчас в нем проходит, не знаю.
    Кроме уже описанных кустов роз, с боковых сторон от Главного павильона располагались розарии - северный и южный.
   ВСХВ. Северный розарий. Фото 1954 г.

    Вид на павильон со стороны площади Дружбы народов.
                   
    Свое название она получила по находящемуся на ней фонтану "Дружба народов".

   Но а нем мы поговорим уже в следующих постах.
     
        Продолжение. Часть 25.

        ВДНХ. Оглавление в какой части о какой постройке или павильоне рассказано.

       Другие достопримечательности. Оглавление.

       Использованы материалы: http://vdnh.ru/map/3936/ ; http://vdnh.ru/map/5128/ ;

Метки: , , , , ,

Оставить комментарий