Людмила (stapelia2784) wrote,
Людмила
stapelia2784

Categories:

Большая Садовая ул. Часть 1.

                   Большая Садовая ул. Часть 1. Дом Шехтеля и др.

                                                                 Четная сторона.

    От угла Малой Бронной улицы начинается Большая Садовая улица, получившая свое название по некогда находившимся тут садам и полисадникам, от которых давно и следа не осталось. Хорошо, что хоть недавно высадили вновь деревья вдоль Садового кольца. А вот так она выглядела сто с лишним лет назад. Дом слева рядом с храмом это и есть начало Б. Садовой.
    Садовая-Кудринская и Б. Садоваяул. Фото 1907 г.

За сто с лишним лет она изменилась до неузноваемости. За ее угловым домом на углу М. Бронной и Ермолаевского пер. несколько лет назад, еще при Лужкове, выстроили огромный жилой комплекс "Патриарх" со знаменитой уменьшенной копией башни Татлина на крыше,  нереализованного памятника III Коммунистического интернационала. А на одном из ярусов этого здания установили скульптуры работы Владимира Курочкина, которым их создатель намеренно придал лица реальных деятелей того времени.  В 2012 году РИА Новости включили его в список наиболее уродливых зданий Москвы. Но вернемся на Б. Садовую улицу.

     Дом №2\46. Угловой трехэтажный дом на первом фото, тот что рядом с колокольней, доходный дом Страстного монастыря, построенный по проекту архитектора Стеженского Л.В. Везде пишут, что это дом 1908 г. постройки, но тут одно из двух: либо фото выше датировано не верно, либо дом построен годом раньше.
    В 1920-х годах дом надстроили еще двумя этажами, но а в 1990-е годы здание было реконструировано и сейчас это практически новодел.

    Дом №4 - собственный особняк знаменитого архитектора Шехтеля - одно из самых совершенных творений зодчего, но сначала о прежних хозяевах этого владения.
     Дом архитектора Ф. О. Шехтеля. Фото 1985 - 1995 гг.                       
    Участок, на котором стоит этот особняк, начал застраиваться в 1835 г. Тогда статской советнице из дворян Александре Казьминой Полянской (? - 1859?) выдается разрешение на сооружение одноэтажного деревянного дома на каменном фундаменте. В 1859 году, после смерти Полянской, дом переходит к ее наследникам. В 1891 году он принадлежит временному московскому купцу Алексею Ивановичу Синицину (? - после 1910 гг.), впоследствии владельцу шерстопрядильной фабрики в Московском уезде. Он строит в глубине участка одноэтажный сарай. В 1860-е годы в доме на Б. Садовой жил замечательный врач, создатель московской школы невропатологов и психиатров Алексей Яковлевич Кожевников (1836 - 1902 гг.).
                                                 
    А в самом конце XiX века этот участок приобретает знаменитый архитектор Шехтель Ф.О.
                                                  
    Однако к застройке участка он приступил лишь в 1910 г. Иногда указывается 1909 г., но это неверно, только 17 декабря 1909 г. архитектор подал прошение о сломке старых построек и возведении на этом участке по собственному проекту двух новых каменных строений - жилого дома и дома-студии.
     Это уже третий и последний собственный дом Ф.О. в Москве (были еще две дачи), о первом его доме я писала тут, а о втором в Ермолаевском пер. напишу в соответствующем месте.                        
   Про самого архитектора и этот дом уже много всего написано, многие бывали и внутри, в т.ч. и я (позже мы туда заклянем), поэтому особо подробно писать не буду, а скорее отмечу некоторые разночтения в уже всем известной информации. Каждый раз я убеждаюсь в том, что чем больше сведений, тем больше искаженных фактов. Например,  уважаемый краевед и экскурсовод Ст. Величко в своей статье в "Московском наследии" пишет, что свое пядидесятиетие в 1909 г. Шехтель встречал уже в новом доме. Интересно, откуда он это взял, ведь чертеж здания был утвержден только 8 января 1910 г.
     Чертёж дома на Большой Садовой улице с личным автографом Ф. О. Шехтеля. 1910 г.
                        
    По поводу стилистики этого особняка специалисты также расходятся во мнении. Я тут не специалист, поэтому просто процитирую их. Известный искусствовед Е. Кириченко, написавшая кнугу о творчестве Шехтеля, пишет - "Да и это здание, несмотря на классический портик, вряд ли можно отнести к получившему широкое распространение в 1910-е годы неоклассическому направлению".
    А в "Архитектурном путеводителе" высказывается противоположное мнение - "Дом относится к зрелому периоду творчества мастера и выполнен в стилистике неоклассицизма. ..". Вот поди разберись.
    Особняк Шехтеля на Большой Садовой. Фото 1910 г.

   Далее из "Архитектурного путеводителя" - "Небольшие размеры постройки «компенсируются» подчеркнутой монументализацией форм, которым придан укрупненный масштаб. Фасадная композиция асимметрична и состоит из двух основных, подобных по форме частей — одноэтажной левой с проездной аркой и двухэтажной правой. Несмотря на использование подчеркнуто стилизационного декора, имитирующего декор московского ампира, закономерности композиции иные".

    Смысловым и композиционным центром здания служил портик-окно, ему как бы вторит окно на втором этаже с балконом. А над портиком расположена огромная открытая веранда, с которой в то время открывался прекрасный вид на Садовое кольцо с его садами и полисадниками (в следующем посте мы заглянем на эту веранду).

     Этот дом Шехтель построил для себя и своей семьи. Его женой была дочь купца Наталья Тимофеевна Жегина (1861—1938 гг.), она приходилась Шехтелю двоюродной племянницей.
                                                   
    В браке у них родилось четверо детей - дочери Екатерина и Вера и сын Лев. Еще один их сын Борис умер в раннем детстве.

   Это окно с балконом  - комната сына Шехтеля - Льва.

    Другая часть дома над входной аркой была украшена великолепным барельефом. На нем изображена богиня мудрости Древней Эллады - Афина. Она занимает центральное место в композиции рельефа. К ней с двух сторон шествуют музы живописи, скульптуры, музыки и архитектуры...

    Эта арка вела как в сам дом архитектора, где было традиционно два входа, парадный, расположенный в боковой стене дома сразу за аркой ворот, вел в левую часть, где находился вестибюль, и в холл. Второй, находящийся в глубине двора, давал доступ в жилую, хозяйственную и рабочую части дома - в кабинет владельца дома и в мастерскую, и в помещавшиеся на втором этаже жилые комнаты членов семьи зодчего, а также и в дом студию.
    Б.Садовая 4. Фото 1975 - 1979 гг.

                                
    Парадный вход в дом Шехтеля также был украшен чудесным барельефом.

    В сам дом мы заглянем в следующей части, где я подробнее расскажу о детях архитектора и гостях дома. А пока поговорим о жителях дома студии и его гостях.
    В доме студии, расположенном во дворе на втором этаже вплоть до 1936 г. жила родная сестра жены Шехтеля - Вера Тимофеевна Жегина. Сюда к ней приезжал и часто у нее останавливался ее брат Николай Тимофеевич Жегин (1873–1937 гг.) - видный деятель русского и советского музыкального искусства. В 1916 году он был назначен (согласно завещанию брата П. И. Чайковского Модеста Ильича) хранителем музея П.И. Чайковского в Клину. В бурные дни революции Н.Т. Жегину  удалось отстоять дом Чайковского от покушений и получить охранную грамоту на дом и усадьбу. Кстати, он являлся племянником П.М.Третьякова – основателя Третьяковской картинной галереи, воспитывался в доме Третьяковых.
   Большая Садовая, д.4с2.  Фото 1975 - 1979 гг.  
                                      
    В другой квартире в этом флигеле жила племянница семьи Шехтелей - Вера Александровна Попова (1882 - 1970 гг.), она дочь Ольги Тимофеевны - еще одной родной сестры Н.Т. и крупного московского текстильного фабриканта А. М. Попова. Вера Александровна была одаренным скульптором и графиком, работала в технике линогравюры. Училась в Париже. Для нее Шехтель оборудовал тут же при ее квартире и мастерскую. Кстати, Е. Кириченко предполагает, что ей принадлежит и исполнение барельефа над входной аркой в доме Шехтеля на Садовой. В 1922 г.  Вера Александровна эмигрировала, жила в Париже, в Каннах. Там она работала над костюмами для русского балета Дягилева, помогала Билибину. В 2003 г. ее работы экспонировались в ГРМ на выставке "Русский Париж".

    У В. А. Поповой и в доме Шехтеля неоднократно бывали ее братья Николай Александрович Попов (1871 - 1949 гг.) и Сергей Александрович Попов (1872 - 1942 гг.), известные в свое время театральные деятели.
   Уже после революции, в этой же мастерской работала скульптор Вера Мухина, вот как она сама об этом вспоминала - "Скульптор В. Попова...  эмигрировала за границу и оставила мне и Экстер прекрасную мастерскую, выстроенную ей ее дядей архитектором Шехтелем <…> В этой мастерской мы с Александрой Александровной старались заработать. Придумали делать пояса и шляпы из рогожи. Красили, отделывали эти пояса горохом – зеленые, красные, получались удивительные вещи..."
    Согласно бытующей в семье потомков Ф. О. Шехтеля легенде, не подтвержденной пока документальными данными, во второй половине 1930-х годов здесь же находилась мастерская выдающегося советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887–1941).

     Продолжение в следующей части.


    Большая Садовая. Часть 2.

    Другие достопримечательности. Оглавление.

    Использованы материалы: Е.И. Кириченко "Большая Садовая улица,4"; "Московское наследие" №10 за 2009 г.; "Москва: Архитектурный путеводитель" И.Л.Бусева-Давыдова, М.В.Нащокина, М.И.Астафьева-Длугач и др.
Tags: Б. Садовая улица, Маяковская, Прогулки по Москве, Садовое кольцо, Шехтель, памятник, старая Москва, старые фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments