?

Log in

No account? Create an account
Мои последние записи Записи моих друзей и новости Календарь моих записей Мой профиль К СТАРЫМ ЗАПИСЯМ К СТАРЫМ ЗАПИСЯМ К новым записям К новым записям
Прогулки по Москве.
люди. природа. архитектура. история
stapelia2784
stapelia2784
Большая Садовая ул. Часть 2.
             Большая Садовая ул. Часть 2. Дом Шехтеля. Окончание.

    Часть 1.

   В прошлой части мы поговорили о владельцах этого участка и о приобретении его знаменитым архитектором Шехтелем Ф.О., который и построил для себя и своей семьи этот особняк.. В этой части мы посмотрим интерьеры дома, такими как они были при Шехтеле и какие сейчас. Также поговорим подробнее о его детях и гостях этого дома.
    Особняк Шехтеля на Большой Садовой ул. Фото 1910 г.


Сразу за аркой справа расположен парадный вход в дом. Он также украшен барельефом.

    Войдя через парадный вход, гости оказывались в довольно просторном вистибюле с камином.
    Особняк Ф. О. Шехтеля на Большой Садовой. Интерьеры. Вестибюль. Фото 1910 - 1913 гг.
                         
    Во время реставрации дома, реставраторы, знавшие от его потомков, что Шехтель очень любил гобелены и один из них, старинный французский гобелен висел над камином. Этот гобелен он перевез из своего дома в Ермолаевском переулке.
    Современный вид вестибюля.
                         
    Естественно, за долгие годы истории особняка гобелен  этот не сохранился. Решили заказать новый гобелен художнику Сергею Гавину, который был изготовлен и повешен в вистибюле. Каково же было удивление реставраторов, когда уже позже в музее Щусева была обраружена фотография с подлинным интерьером Шехтеля, и на ней видно, что подлинный гобелен, очень похож на новый.
                         

                          
    Вестибюль особняка украшен полуколоннами, а окна цветными витражами. Кстати, на экскурсии по дому нам рассказывали, что витражи в доме частично сохранились с того времени, а недостающие были восстановлены по их образцу. На самом деле это не так, витражи не сохранились, а эти витражи точная копия с витражей в доме Шехтеля в Ермолаевском переулке.

   Один из витражей.
                      

                      
    Из вестибюля гости попадали в огромный холл с высоченными потолками. Высота холла равна высоте двух этажей окружающих его жилых и подсобных помещений. Огромное окно освещало двусветный холл - главное помещение дома, его композиционное ядро.
    Современный вид.

    Современный вид.

    Сохранилась и старая фотография холла, каким он был при Шехтеле.
    Большая Садовая улица. Гостиная дома Шехтель. Фото 1910 г.

    Шехтель Федор Осипович в холле своего дома на Б. Садовой.
                          
     Здесь в холле на стенах висели основные произведения богатейшей художественной коллекции Шехтеля. Здесь же устраивались художественные выставки друзей его детей - сторонников нового, авангардного искусства. О жене Шехтеля я уже написала в прошлой части, здесь же самое время поговорить о детях Федора Осиповича.
    Из четырех его детей выжили трое. Начну рассказ с сына зодчего - художника и исследователя искусства Льва Федоровича Жегина (1892 – 1969 гг.).
    Общее образование Л. Ф. Жегин получил в одной из лучших частных московских гимназий — гимназии им. Медведниковых. Некоторое время он занимается в студии художника К. Ф. Юона.
                                                               
    Затем относительно недолго, менее двух лет, с осени 1911 по март 1913 года, А. Ф. Жегин (тогда еще Шехтель, фамилию матери он взял в 1914 году, после начала войны с Германией), учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он был зачислен вольным посетителем в головной класс. Учился он вместе с В.Н. Чекрыгиным, С. В. Герасимовым, А. В. Фонвизиным, Н. М. Чернышевым, А. В. Шевченко и др. Видимо, там же он и познакомился с В. Маяковским, с ним Жегин близко дружил. Известно, что всё лето 1913 г. Маяковский прожил на даче Шехтелей в Кунцеве. А в этом доме на Садовой вместе с друзьями Жегиным и Чакрыгиным была оформлена первая рукописная книга В.В. Маяковского поэма "Я".
    Л. Ф. Жегин уже после революции оказался в числе организаторов группы художников "Маковец".                     
    Среди его ближайших друзей живописцы М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, А. А. Осмеркин. Всех их объединяло стремление к новому на основе переосмысления открываемого в это время наследия древнерусской иконописи и народного лубка. Наделенный от природы великолепным даром колориста, овладевший исключительной культурой цвета, он много и упорно работал на протяжении своей долгой жизни. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее т др.

     Его первой женой была его ученица Татьяна  Борисовна Александрова, живописец и график. Они познакомилисьеще в "Маковце", а продолжили знакомство в организованное Жегиным объединении "Путь к живописи". Ей было семнадцать лет. Он был старше ее на поколение. Вскоре она стала женой Жегина Л. Б. Где-то в середине 1930 г. они расстались. Татьяна Борисовна выйдет второй раз замуж за художника И.Н. Попова (впоследствии она и ее второй муж будут известны всей Москве как коллекционеры и их прозовут "Землерои").
    Спустя какое-то время Лев Федорович Жегин женится на милейшей Варваре Тихоновне, и они  все вместе до конца дней Л.Б. будут дружить семьями. Во втором браке у Жегина родился сын Иван.
    Стоит отметить, первая исследовательница творчества Ф. О. Шехтеля - историк архитектуры и искусства Евгения Кириченко пишет, что Лев Федорович Жегин "к своему отцу и его творчеству относился не только без почтения, но и в высшей степени неодобрительно".
                                                        
   А известный кинорежиссер и коллекционер Соломон Шустер, познакомивщийся с Жегиным в 50-х годах прошлого века пишет о нем - "Манеры Льва Федоровича были мягки, речь старомодно изысканна, взгляд цепок... Юный Лев Шехтель, ныряя в волны российского футуризма и даже меняя фамилию, все же продолжал оставаться мальчиком, воспитанным в традициях классического искусства, и спустя полвека это скажется в поздних его искусствоведческих работах о языке живописного произведения...".

     О старшей дочери Шехтеля - Екатерине (Китти, как её звали в семье) (1888 -1968 гг.) практически ничего неизвестно. Замужем не была, посвятила себя ведению домашнего хозяйства.
     А вот младшая дочь зодчего Вера Федоровна Шехтель-Тонкова (1896–1958),  тоже стада художником. Вера Федоровна, как и ее старший брат, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ее основная самостоятельная работа - оформление интерьера павильона электрификации сельского хозяйства на ВСХВ (1939). Вера Федоровна много работала как художник-оформитель, а также как художник-исполнитель в Театре имени Моссовета и ряде др.
    В юности у нее завязался роман с часто бывавшем в доме Владимиром Маяковским. В 16 лет она от него забеременела. Узнав об этом родители были в ужасе, и увезли Веру в Париж, чтобы прервать беременность. С этого времени Маяковскому от дома отказали.

      В 1918 г. Вера вышла замуж за сотрудника мастерской отца, архитектора, поляка по происхождению, Генриха Давидовича Гиршенберга. В 1919 году у них родилась дочь Марина. После вынужденной эмиграции мужа по политическим мотивам в 1923 году супруги были заочно разведены. В 1924 году Вера Шехтель повторно вышла замуж за учёного секретаря Госплана СССР Сергея Васильевича Тонкова.   От второго брака в 1932 году родился сын Вадим, впоследствии заслуженный артист России, ставший известным в образе Вероники Маврикиевны.
    В этом доме семья Шехтеля по версии  Е. Кириченко прожила до 1918 г., когда дом национализировали и семью зодчего выселили из дома. Но несколько лет назад от родственников Шехтеля стало известно, что этот дом был продан самим Шехтелем летом 1917 г., т.к.  счета за газ, свет и пр. были такими огромными, что нечем стало платить (об этом пишет его правнучка Кира). В дальнейшем Федору Осиповичу с семьей пришлось слоняться по съемным квартирам,  а последние годы он жил у дочери Веры на М. Дмитровкеи на даче в Петровско-Разумовском, где и скончался.               
    Вот одна из последних фотографий Ф.О. Шехтеля с семьей на даче в Петровско-Разумовском. Маленькая девочка на фото - дочь Веры - Марина. Впоследствии театральный художник Марина Сергеевна Лазарева-Станищева. Именно ей мы обязаны сохранению творческого наследия своего деда. Она не только многое сохранила, но и своим детям и внукам прививала глубокое уважение к памяти деда. Ее внук, праправнук Шехтеля - Федор Ращевский тоже стал архитектором и сейчас он работает за столом своего прапрадеда.
    Вестибюль. Детали современного интерьера.
                    
    С домом на Садовой связано имя необычного, до сих пор еще малоизвестного художника Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922) - он рано, в возрасте 25 лет, трагически погиб под колесами поезда.  Свои основные произведения он создал за последние два-три года жизни.  А все его творческое наследие - это почти 1500 листов рисунков.
                                                                
     Выходим из холла еще через одну дверь с витражом и поднимаемся на второй этаж.

    Здесь смотреть сейчас нечего, тут расположены рабочие кабинеты, а когда-то тут были жилые комнаты членов семьи Шехтеля.

    Мы же поднимаемся выше и выходим на открытую веранду, о которой я писала в прошлой части. Отсюда Садовая-Кудринская и Б. Садовая как на ладони. Правда, сейчас вид совсем не тот, какой был при Федоре Осиповиче, тогда Садовая утопала в садах.
   Вид на Б. Садовую ул.

    Вид на Садовую-Кудринскую ул.
                        
    Отсюда, видимо, открывался и вид на Патриаршие пруды, сейчас его закрывает дом "Патриарх" с  копией башни Татлина наверху.
                        
    После отъезда семьи Шехтеля главный дом  вскоре занял Роберт Эйдеман - советский военный деятель, расстрелянный в 1937 году.
    Затем в доме разместились ясли, а после войны и до 1957 года - детский дом. До сих пор сюда иногда приходят бывшие воспитанники. С 1957 по 1991 год здание принадлежало КГБ. По одной из версий, в помещениях размещались технические службы, по другой - здание использовалось как центр контроля за соседней гостиницей "Пекин" (последнее, скорее легенда, т.к. напротив гостиницы, гораздо ближе, стояла военная академия и из ее окон можно было спокойно наблюдать за "Пекином").
                       
    Сейчас главный дом занимает общественная организация "Гуманитарный и политологический центр "Стратегия", являющаяся философско-политологическим клубом. Периодически в особняке снимают фильмы.


    Большая Садовая, Часть 3.

    Другие достопримечательности. Оглавление.

    Использованы материалы: Е. Кириченко "Большая Садовая улица, 4"; журнал "Московское наследие" №10 за 2009 г. и др.

Метки: , , , , , , , ,

11 комментариев или Оставить комментарий
Comments
il_ducess From: il_ducess Date: Декабрь, 3, 2018 12:42 (UTC) (Ссылка)
Федор Ращевский правнук Марины Лазаревой-Станищевой, Кира - его мама - внучка Марины Лазаревой-Стенищевой.

Кабинет Ф.О. Шехтеля как и чертежная и его спальня находились на первом этаже. Это известно их чертежей особняка, которые опубликованы в двухтомнике и есть в МУАРе.

Особняк продан летом 2017 года, есть у наследников документ об этом. Есть письмо опубликованное к Марии Павловне Чеховой, где он написал, что продал дом и просит ее договориться о покупке для него соседнего с нею дома...
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Декабрь, 3, 2018 18:52 (UTC) (Ссылка)
Ирина, спасибо за уточнение, действительно в "Московском наследии" написано праправнук Федор Ращевский, да и он пишет про бабушку Марину Сергеевну, недоглядела.
Про кабинет не знала, исправлю. На экскурсии наш с тобой общий знакомый даже заводил нас в один из кабинетов на втором этаже и рассказывал, что там находился кабинет Шехтеля, у меня было даже фото этого предполагаемого кабинета, но т.к. там стояла офисная мебель я это фото недавно удалила. Я была в особняке очень давно, вероятно, за это время многое раскопали, в т.ч. и то, что кабинет был на первом этаже. Кстати, также мифом оказалось, что витражи в особняке сохранились подлинные.
Ирина, а ты точно не знаешь, где все же умер Шехтель, по одним данным на даче, а по другим на квартире у Веры на М. Дмитровке.

Про продажу дома поняла, только ты, видимо, описалась не в 2017, а в 1917 г.
il_ducess From: il_ducess Date: Декабрь, 3, 2018 19:29 (UTC) (Ссылка)
да, я конечно описАлась 1917.

Он умер летом на даче.

План особняка опубликован только в этой безумно дорогой книге, которой ни у кого нет. А у меня есть. Но он очень мелкий. Я могу тебе его прислать на почту. Напиши только мне ее.

Там все конкретно рукой Шехтеля написано, где и что.

А общий наш знакомый не всегда прав, и это мы знаем.
На втором этаже были комнаты Верочки, Кати, Левы и гостевые

На первом в левой части, если смотреть от окон большого зала, который с легкой руки Кириченко почему то величают холлом, а у Шехтеля четко написано зал, находился кабинет и чертежная. Вход в кабинет был из зала и чертежной. А в чертежную можно было зайти только с заднего крыльца.
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Декабрь, 3, 2018 19:07 (UTC) (Ссылка)
Да вот еще про 1918 г. Так у Е.Кириченко "В 1918 г.дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий с семьей были выселены..."
il_ducess From: il_ducess Date: Декабрь, 3, 2018 19:23 (UTC) (Ссылка)
Е.И. Кириченко написала это в книге про дом "Дом на Большой Садовой", до того, как познакомилась с его наследниками.
Эти документы о продаже и письма появились после.
С тех пор было издано еще несколько книг и есть другой исследователь жизни Шехтеля, даже два. И вот все это напечатано в книгах Сайгиной и Мушты.
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Декабрь, 3, 2018 19:30 (UTC) (Ссылка)
Да, я поняла, постепенно, все выясняется.
А где все же умер Шехтель, ты не ответила?
il_ducess From: il_ducess Date: Декабрь, 3, 2018 19:32 (UTC) (Ссылка)
на даче
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Декабрь, 3, 2018 19:35 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, ясно, Просто я написала, а потом увидела еще оиин твой комментарий. Ирина в личку написала тебе почту и телефон домашний, моб. я не всегда слышу.
seakonst From: seakonst Date: Декабрь, 3, 2018 17:11 (UTC) (Ссылка)
Сколько интересных подробностей... спасибо!
stapelia2784 From: stapelia2784 Date: Декабрь, 3, 2018 18:55 (UTC) (Ссылка)
Рада, что заглядываете. Правда, эта тема уже слишком избитая, но особняк стоит на пути, пройти мимо нельзя.
seakonst From: seakonst Date: Декабрь, 3, 2018 22:50 (UTC) (Ссылка)
И не надо проходить мимо :)
11 комментариев или Оставить комментарий